Справка «Новой»
Православная церковь в Америке — одна из автокефальных (самостоятельных) православных церквей. Томос (указ) об автокефалии был подписан Патриархом Московским и всея Руси Алексием I 10 апреля 1970 г. Предстоятель с 13 ноября 2012 г. — архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады Тихон (Моллард).
«Царственность Христа была камнем преткновения для Пилата, и сегодня, двадцать веков спустя, эта же царственность остается камнем преткновения для многих. Говоря кратко, Пилат думал, что земная империя Рима является мерилом всех царств, тогда как на самом деле величайшее царствование — это неотмирная держава Иисуса Христа.
Сегодня земные государства и преходящие власти мира сего продолжают самоутверждаться через насилие, войну и грубую силу. Мы с глубокой скорбью наблюдаем, как лживые власти века сего манипулируют множеством православных христиан. Путая временное с вечным, многие из этих властей, уподобляясь Пилату, выбирают путь агрессии, апологии насилия, религиозного империализма и национализма. Как ни трагична была слепота Пилата, куда более трагично, когда просвещенные святым Крещением люди выбирают близорукие идеологии, возлагающие свои надежды на земное будущее, а не на вечность Царства Христова.
Наблюдая за этой подменой и за тем, как идеология превращается в идолопоклонство, я молюсь за тех, кто был обманут и сбит с пути. Более того, я вижу, что есть места, которые сами себя провозглашают безопасными убежищами для веры.
Однако те, кто молится за мир, там оказываются в тюрьмах и страдают как узники совести, и я молюсь за тех, кто подвергается гонениям. Я вижу, как в других странах законные интересы государства, искаженные страстями национализма, становятся причиной несправедливого отношения к православным христианам, которые не желают ничего иного, кроме верности святым канонам и Преданию Церкви, и я молюсь за тех, кого притесняют.
Многие христиане сегодня верят и чувствуют, что Царство Христа находится под угрозой. Так оно и есть. Сатана всегда ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Как указывает святой Павел, идет война, но эта война носит духовный характер. Земные мечи справятся с ней не лучше, чем клинок святого Петра, когда он обратил его против Малха.
Пытаться защитить Царство Божье с помощью танков и авиации — значит принять низменное представление Пилата о царской власти, а не возвышенное правление Иисуса Христа. Полагать насилие в основу царства — это путь Ирода, а не маленьких Вифлеемских мучеников.
Верить в то, что спасение зависит от земных правителей, режимов и благоприятных условий для веры, — это не путь мучеников, а путь поклонения императору. В связи с этим мы должны помнить, что многие святые отдали свои жизни, отказавшись принести даже щепотку ладана для поклонения кесарю.
Конечно, мы желаем, чтобы наши земные правители обеспечили нам благоприятные условия для распространения веры, для мира и благоденствия церквей Божиих, и молимся об этом на Божественной литургии и других богослужениях. Более того, среди святых есть целый чин благоверных правителей. Действительно, начиная со времен святых Бориса и Глеба и заканчивая святым Николаем II и царской семьей, чин мучеников и страстотерпцев иногда пересекаются с чином благоверных правителей. Некоторые из этих правителей были более успешными, некоторые — менее. Общей для них была верность Евангелию Иисуса Христа, начиная с их личной жизни. Святые правители — это не те, кто искал земной власти, а те, кто, получив власть, оставался верен Господу и по мере сил обращал свою земную власть на служение Ему.
Таким образом, наш путь вперед заключается не в тщетном стремлении к земной власти, и не в капитуляции перед мрачным духом века сего, а в верности Евангелию в тех обстоятельствах, в которых мы оказались. Мы должны отвергать грех — через покаяние, исповедь и проповедь тем, кто имеет уши, чтобы слышать. Мы должны стремиться к Царству — через молитву, милосердие и добродетельную жизнь. Мы должны бороться за веру — против ветхого Адама, против дьявола и страстей. Пока мы восхищаемся силой и властью, невозможно отвергнуть сомнительные мирские идеологии. Мы их преодолеваем, умерщвляя грех сами в себе через внутреннюю аскезу и благодатную силу Бога, на которого надеемся и уповаем».
Комментарий
Протоиерей Андрей Кордочкин:
— У меня были смешанные чувства, когда я прочитал это послание. С одной стороны, я рад тому, что это настоящая христианская проповедь, у которой всегда одна цель: объяснить, как то, чему учит Евангелие, связано с тем, что происходит здесь и сейчас. С другой стороны, я огорчен тем, что это послание звучит из Америки, а не из Москвы. Как могло случиться, что после всех гонений прошедшего столетия Московская патриархия не смогла найти ни единого слова, чтобы публично заступиться за новых политзаключенных?
Я думал, что время, когда живое слово звучало из-за границы — беседы митрополита Антония (Блюма) и епископа Василия (Родзянко) на ВВС, о. Александра Шмемана на «Радио Свобода», — закончилось навсегда. Я ошибся. Время глушилок ушло, пришло время включать VPN.
Стало даже хуже. Даже в самые мрачные годы в СССР проповедь Евангелия не подменялась милитаризмом и конспирологией. Пользуясь евангельским образом, православным людям сейчас подается камень вместо хлеба и змея вместо рыбы. Поэтому каждое слово, разъясняющее глубокий, библейский смысл событий, становится на вес золота.
Имеющий уши слышать да слышит.
Протоирей Андрей Кордочкин. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»