Сюжеты · Общество

С небес — на зону

Патриарх Кирилл приказал монастырскому подвижнику XIX века, канонизированному 20 лет назад, опекать гулаговскую систему ФСИН

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

По каким причинам выбор пал на преподобного Пимена Угрешского, насколько глубоко РПЦ интегрирована в российскую тюремную систему и почему земной церковный администратор считает, что у него есть полномочия отдавать приказы святым в Царстве Небесном?

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Аркадий Гостев обратился к патриарху Кириллу с предложением назначить преподобного Пимена Угрешского — подмосковного святого XIX в. — небесным покровителем ведомства. Патриарх удовлетворил просьбу 12 марта, в день профессионального праздника ФСИН, сердечно поздравив генерала Гостева со «знаменательной датой» — 145-летием пенитенциарной системы России (отсчет ведется от указа Александра II о создании тюремного департамента МВД).

В этом году в календаре РПЦ на 12 марта выпала память священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, имеющего к пенитенциарной системе куда более прямое отношение, чем Пимен Угрешский. Уроженец Владимира-Волынского, получивший блестящее образование и сделавший яркую церковную карьеру при Петре I, Екатерине I, Петре II, Анне и Елизавете, Арсений был репрессирован по приказу Екатерины II — за протест против секуляризации церковных имуществ, лишавшей церковь Российской империи последних атрибутов самостоятельности и правосубъектности. Сначала его держали «под началом» в отдаленных монастырях, а затем заточили в Ревельскую крепость, где святитель и встретил в 1772 г., на 75-м году жизни, свою мученическую смерть. Арсений был реабилитирован Поместным собором 1917–1918 гг., а Архиерейский собор РПЦ 2000 г. канонизировал его как мученика. Очевидно, этому святому ближе и понятнее страдания российских зэков — особенно политических, особенно «алчущих и жаждущих правды».

Пимен не виноват!

Но такой небесный покровитель выглядел бы некомфортно для системы ФСИН, да и вообще для «симфонии» путинского государства и кирилловской патриархии, между которыми нет ни одной нотки диссонанса. И вот покровительствовать тюремщикам и зэкам отправляется канонизированный в 2004 г. настоятель Николо-Угрешского монастыря, вокруг которого вырос город с дорогим сердцу вертухая названием Дзержинский.

Пимен Угрешский. Фото: архив

Петр Мясников (так звали преподобного Пимена в миру) происходил из вологодской купеческой семьи, имел только домашнее образование, но учился духовной жизни у святителя Игнатия Брянчанинова и оптинских старцев. В 24-летнем возрасте поселился в Николо-Угрешском монастыре, где был пострижен и рукоположен в иеромонаха. Когда о. Пимену было за 40, митрополит Филарет (Дроздов) назначил его настоятелем, и новый архимандрит преобразил монастырь: перевел его на древний общинный устав и построил пять храмов. Вел и широкую благотворительную деятельность — правда, тюрьмы в ее орбиту не попали. Умер Пимен в 1880 г., а в 1920-е монастырь был разорен, а часовня над могилой Пимена — разрушена.

В начале 1990-х возрождать обитель назначили архимандрита Вениамина (Зарицкого) (умер в 2020 г. в сане митрополита от последствий ковида) — хозяйственника с железной хваткой и сложной репутацией. Он инициировал канонизацию Пимена, организовал Николо-Угрешскую семинарию и начал дружить со ФСИН. По замыслу о. Вениамина, новый храм для богослужебной практики семинаристов был освящен в честь преподобного Пимена и одновременно стал мемориалом погибших сотрудников уголовно-исполнительной системы. Отделку храма финансировал предшественник ФСИН — ГУИН Минюста России, которое установило на его стенах мраморные доски с именами погибших на службе сотрудников системы. В сентябре 2002 г. храм и доски освятил патриарх Алексий II.

В актовом зале семинарии стали проводиться совместные конференции РПЦ и ФСИН, а работников системы с членами их семей организованно свозят в обитель в дни памяти преподобного Пимена и поминовения усопших.

Николо-Угрешская семинария стала научным партнером академии ФСИН, в 2016 г. патриарх предписал студентам этой семинарии «участвовать в окормлении православных общин в СИЗО Москвы». Как рассказывают сами семинаристы, наиболее теплые отношения почему-то сложились с СИЗО № 2 («Бутырка»). Угрешских семинаристов организованно вывозят и в региональные управления ФСИН — например, в ИК-7 во Ржеве (Тверской обл.) они проводят футбольные матчи со «спецконтингентом», а в ИК-5 в поселке Стенькино (Рязанской обл.) читают лекции по катехизису и Новому Завету. Когда стенькинские зэки пожаловались на «прозелитизм» со стороны заключенных-мусульман, семинария доставила в колонию профессора-исламоведа, чтобы он обучил сидельцев приемам межконфессиональной полемики.

Мужская исправительная колония. Фото: ИТАР-ТАСС / Станислав Красильников

Тюрьма для спасения души

«Мы живем в стране, где тюрьма, как и война, коснулась почти всех, а следовательно, ее влияние глубоко затронуло жизнь российского общества и проникло во все его сферы», — говорит ответственный за тюремное служение в Костромской епархии РПЦ священник Алексий Виноградов, помощник начальника УФСИН по Костромской области по организации работы с верующими. О. Алексий приравнивает тюремную субкультуру к «секте»: «Ее элементы мы можем встретить и в школе, и в больнице, и в армии, и на производстве, и в предпринимательской деятельности — почти везде». Поэтому «каждый священник должен понимать, что если он не идет в тюрьму, то это совсем не означает, что тюрьма не придет к нему» — например, в лице освободившихся осужденных, забредающих в поисках новой жизни в монастыри и храмы.

В десятках мужских монастырей РПЦ штат трудников (бесплатных рабочих) почти целиком состоит из бывших зэков. А чему удивляться, если почти четверть мужского населения России прошла через места лишения свободы, а число одновременно сидящих достигало несколько лет назад 1 млн?

С легкой руки Владимира Путина элементы тюремного жаргона (все эти «мочить в сортире», «шакалить», «пыль глотать») проникли в язык российских политиков.

Выдающийся российский богослов, узник советского ГУЛАГа священник Павел Адельгейм, убитый в собственном доме в 2013 г., сравнивал отношения иерархии РПЦ и низшего клира с тюремными. Ничем не ограниченный произвол первых и бесправие последних. Чем больше РПЦ превращается в винтик и инструмент властной системы, тем меньше ее руководство говорит об индивидуальной духовной жизни отдельно взятого человека. Современная РПЦ ориентирована на «окормление институтов» — армии в целом, школ и вузов, органов власти, крупных предприятий. В этой логике строится и ее взаимодействие с местами лишения свободы.

По данным ФСИН, в ее учреждениях имеется 1508 помещений (включая довольно крупные отдельно стоящие храмы) для религиозных обрядов. За несколькими исключениями почти все они находятся в ведении РПЦ, в структуре которой действует особый Отдел по тюремному служению. На заседании синода РПЦ 12 марта был назначен новый и.о. председателя этого отдела — священник Кирилл Марковский. Он заменил скончавшегося в январе епископа Иринарха (Грезина), возглавлявшего отдел с 2010 г.

Празднование Крещения Господня в исправительной колонии №40 в Кемерове. Фото: Максим Киселев / ТАСС

На последнем Архиерейском соборе РПЦ 2017 г. патриарх докладывал , что постоянно в местах лишения свободы служат 1019 священников, которые повышают свою квалификацию на спецкурсах «тюремного» отдела патриархии. Еще в прошлом веке она заключила договор с ГУИН Минюста, который корректировался трижды. Действующий вариант соглашения РПЦ и ФСИН подписан патриархом и тогдашним главой службы Корниенко в июне 2017 г. Как и в случае присутствия РПЦ в Вооруженных силах, правоохранительных органах, государственных школах и вузах, это соглашение подчеркивает противоречие между светским характером российского государства (и вытекающим из него запретом на создание религиозных организациях в госструктурах) и постепенной клерикализацией этого государства.

Уже 14 лет ФСИН проводит эксперимент, называемый «пилотным проектом». В его рамках в 16 ИК (Мордовия, Камчатка, Вологодская и Саратовская области) клирики РПЦ приняты в качестве штатных сотрудников на должности помощников начальников по организации работы с верующими. В 2016-м при рязанской академии права и управления ФСИН для них была открыта учебная программа. Отдел по тюремному служению РПЦ добивается, чтобы соответствующие вакансии замещали только его сотрудники, однако с такой монополией не согласны мусульмане. Глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов призывал назначать в систему ФСИН светских специалистов по работе с верующими — «с соответствующим образованием, универсальных для всех конфессий». 

Однако эксперимент продолжается в прежнем формате — священники, подписавшие контракт с ФСИН, получают оклад (по данным на 2018 г. — 4070 руб.) и надбавки «в размере от 50 до 100% должностного оклада», «надбавки за выслугу лет», «премии по результатам работы», спецпаек, медицинские услуги и санаторно-курортное лечение в рамках системы ФСИН.

Согласно концепции тюремного служения РПЦ, штатные капелланы должны быть в каждой колонии или СИЗО. Разумеется, за счет бюджета ФСИН. Когда патриарх Кирилл ровно год назад освящал в «Матросской тишине» флагманский храм системы (нечто подобное «главному храму ВС РФ»), он призвал россиян «от тюрьмы не зарекаться», поскольку каждый человек может оказаться там — не только по своей вине, но и «по стечению обстоятельств, в силу разных причин». Получить пользу от отсидки, по мысли Кирилла, человек сможет, если в местах заключения есть храм, «осуществляется пастырская работа». Развивая эту мысль, можно прийти к выводу, что 

тюрьма (особенно российская, с храмами и батюшками) — очень спасительное место, почти монастырь, где можно вести духовную жизнь по принципу Ora et labora («Молись и трудись»).

Крещенские купания в ИК-2. Тюмень. Фото: URA.RU / TASS

Над святыми командир

В последние годы патриаршества Алексия II РПЦ нашла прекрасный способ мистически привязывать к себе разные институты государства, в первую очередь силовые. Указами патриарха стали назначаться небесные покровители каждой из структур. Изящный прием: никакого формального подчинения РПЦ, но коль скоро ее предстоятель имеет власть распоряжаться святыми, то в их лице его власть (авторитет) признают и те структуры, которые принимают назначенных им покровителей. Говорить о том, насколько это абсурдно с богословской точки зрения, даже нет смысла.

СПРАВКА

Логика «назначения» патриархом небесных покровителей разным силовым структурам подчиняется методу случайных ассоциаций либо календарному методу. В соответствии с первым главным покровителем ВС РФ был назначен св. Георгий Победоносец (римский воин, изображается на иконах в доспехах и с копьем, поражающим дракона). Отдельные рода войск имеют своих покровителей: ВКС и ВДВ — св. пророка Илию (вознесся на небо на огненной колеснице), ВМФ — св. апостола Андрея (символом флота при Петре I стал Андреевский флаг — из патриотических чувств, «от сего бо апостола приняла Россия святое крещение»). В соответствии с календарным методом св. великомученица Варвара назначена покровительницей Ракетных войск стратегического назначения (день ее памяти, 17 декабря, совпал с днем издания постановления Совмина СССР 1959 г. об образовании органов управления РВСН).

По словам профессора центра изучения религий РГГУ Ильи Семененко-Басина, мы имеем дело с феноменом «секулярной святости», когда под именем святого, под его культом скрывается ориентация на ту или иную историческую модель, на некий символ, актуальный для выстраивания отношений в современных реалиях. «В проблемном поле современной российской агиографии (жизнеописания святых. А. С.) на наших глазах появляются самые причудливые, экзотические феномены», — говорит профессор.

В начале XXI в. по инициативе тогдашнего митрополита Кирилла был канонизирован адмирал Федоров Ушаков, о церковном почитании которого ранее ничего известно не было. Сейчас патриарх Кирилл инициирует канонизацию генералиссимуса Александра Суворова. В этатистском мировоззрении патриарха востребованы только те святые, которые укрепляют государство и «освящают» его институты, независимо от того, были ли эти персонажи святыми в классическом, религиозном смысле. Ушаков — легко читаемый символ «святости» флота, а Суворов — сухопутных войск. Святцы, состоящие из таких имен, перестают быть «трансцендентными», становятся чисто земными, идейно-политическими, призванными вдохновлять народ (особенно — вооруженную его часть) «на труд и на подвиг». Это очень близко советскому культу вождей, героев революции или войны, ударников социалистического труда и деятелей культуры, в эпоху которого формировалась личность нынешнего патриарха.

И в этом контексте Пимен Угрешский как покровитель ФСИН — не такой уж плохой вариант. Не изувер-вертухай и не вор в законе, а смиренный подвижник, не вызывающий никаких ассоциаций с жутковатой системой исполнения наказаний РФ.