Сюжеты · Общество

«Четыре пули с травмата в живот — и все закончится»

Хозяйка кофейни в Люберцах, которая выставила вон бойца СВО, покинула Россию. Но до сих пор получает угрозы

Фото: AP / TASS

  • «Брала тут кофе несколько лет подряд, а сейчас переехала в другой район и скучаю по этому местечку».
  • «Моя любимая кофейная точка».
  • «Самый вкусный кофе! И я так счастлива, что он в моем доме».
  • «Клиентоориентированность у заведения уровня бог! Я очень сильно опаздывала и решила заказать кофе, позвонив по номеру. Я прилетела в кофейню через несколько минут, кофе был готов! Кофе был вкусный, и даже сделали немного горячее обычного. Выражаю огромную благодарность девушке Алене, которая приняла заказ по телефону, и бариста Александре!»

На «Яндекс.Картах» десятки положительных отзывов о кофейне Strong Coffee на улице Юности, недалеко от станции метро «Лухмановская». И три комментария в феврале с одной «звездой» рейтинга: «Очень плохое отношение к посетителям со стороны заведения. Никому не советую сюда приходить». «Этот кофе невозможно пить. А еще тут самый грубый бариста». «Владелица живет в стране и не соблюдает законодательство о публичном доступе к услугам со стороны потребителей. Дискриминирует участников СВО».

«Ни менты, никто вам не поможет»

Маленькая кофейня Strong Coffee в подмосковных Люберцах попала в новости в конце февраля. В этот день Алена опубликовала в соцсетях свою фотографию из кофейни, с текстом: «В кофейню зашел боец с фронта, начал вести себя, мягко говоря, не очень. Бариста не знала, что делать с ним в течение часа, на нее он не реагировал примерно никак, [она] решила написать мне. Я пришла и за две минуты уладила эту ситуацию. Без крика, без мата и прочего, просто попросила покинуть помещение. […] ». (Текст приведен не полностью — по версии СК, опубликованный пост содержал экстремистские высказывания.)

Военный ушел.

Помещение кофейни Strong Coffee. Фото: соцсети

Через несколько дней в Strong Coffee зашли неизвестные мужчины. На кадрах с камеры внутреннего наблюдения, опубликованных ИА «Регнум» мы видим, как в кофейню заходит лысый мужчина с седой бородой, он обращается к девушке-бариста, которая в этот момент стоит за кассой: «Значит, так. Слушай меня сюда! До понедельника срок. Где вы живете — мы знаем […]. Закрыть эту контору к чертовой матери. Ни менты, никто вам не поможет. Поняли?» Парень, находящийся в этот момент в кафе, пытается вывести мужчину на улицу, но тот теперь обращается к нему: «Ты понял, что с твоей девушкой? Чтобы она отсюда ушла. А ты еще не заслужил, чтобы на тебя бычили. Скажи спасибо, что не застрелили. Четыре пули с травмата в живот — и все закончится». 

28 февраля Алена писала в твиттере: «Мне не дадут работать. Меня очень просят освободить помещение».

Кофейня закрылась.

Еще через пару дней к дверям уже закрытого Strong Coffee пришли активисты ультраправого движения «Русская община». Около двадцати мужчин в камуфляжной одежде встали у входа в кофейню и записали видео. В этом видео они призывают к тому, «чтобы по закону» девушку «привели в чувство», и выкладывают данные всех ее личных страниц в социальных сетях.

Сторис Алены. Скриншот

Мужчин оскорбила не только недавняя ситуация с бойцом СВО, но и видео с протестных акций, которые девушка выкладывала ранее, а также содержание других ее постов.

Они написали коллективное заявление на Алену Полякевич в Следственный комитет с требованием проверить ее на причастность к финансированию ВСУ.

Скоро Алену задержали. Суд оштрафовал ее на 45 тысяч рублей по протоколу о «дискредитации армии» (ст. 20.3.3 КоАП). А затем, по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, было заведено уголовное дело о «возбуждении ненависти либо вражды» (ч. 1 ст. 282 УК). По версии СК, Полякевич не пускала в заведение российских солдат и опубликовала пост с «экстремистскими» высказываниями. По этой статье девушке может грозить до пяти лет лишения свободы.

Бабушка с Донбасса

В ИА «Регнум» вышло не только видео с членом «Русской общины», который пришел в кофейню спустя несколько дней после инцидента с бойцом СВО. Но и слова некоего «родственника» Алены, который, в частности, сообщил: «Отец Алены на СВО на стороне России. Алена не против бойцов. Это один человек пришел в кафе и дискредитировал сам себя и всех остальных героев СВО». Кроме того, «родственник» Алены сообщил, что за два года мнение девушки о специальной военной операции якобы поменялось, бойцы СВО спасли ее бабушку, которая живет на Донбассе. Также, по его словам, Алена рада, что «началась СВО и Россия принесла на Донбасс ее бабушке пенсию, хлеб и связь».

«Родственник» сообщил и некоторые обстоятельства, касающиеся того, что все же произошло в тот злополучный день между Аленой и бойцом СВО. В кафе у Алены был один-единственный столик (который предназначается для посетителей, ожидающих кофе): «Там на полчаса сел боец СВО и грязнейшим матом разговаривал с кем-то полчаса. У нас есть видео, но нам не дают его опубликовать». По словам человека, который давал интервью ИА «Регнум», перед отъездом из страны Алена ночевала у друзей, так как рядом со входом в подъезд ее все время кто-то поджидал.

Для Алены содержание интервью оказалось неожиданным. Как выяснилось, его дал близкий друг девушки, но, по ее словам, в комментарии журналисты «все извернули», в том числе в части, которая касается родных Алены: «Как обычно, узнаю все из новостей. Мне это скинула мать, и такая: «А я и не знала, что у тебя папаша там».

Помещение кофейни Strong Coffee. Фото: соцсети

«Позиция военного для меня авторитетнее»

Strong Coffee находится на территории жилого комплекса «Гоголь Парк». По словам жителей ЖК, в кофейне у Алены никогда не было низкой посещаемости. В утренние часы, бывало, на ступеньках стояла очередь из трех-четырех человек. Софья, одна из постоянных посетительниц кофейни, говорит, что кофе здесь был «самый вкусный в Люберцах»: «Я заехала в съемную квартиру год назад, и весь этот год перед работой заходила сюда за кофе. Алену жалко. Сюда к нам приходили эти дружины. Я вот что не понимаю: если бы это был не участник СВО, был бы обычный человек и ему бы нахамили и выгнали из кафе — на такое же всем насрать обычно. Только бойцов защищать выходят».

Двое других жильцов ЖК «Гоголь Парк» односложно отказались отвечать на вопрос об инциденте, попутно оскорбив девушку. Молодой парень бросил мне: «У меня нет оснований не доверять позиции военного. Его позиция для меня авторитетнее. А девушка должна доказать, что там произошло что-то, что заставило ее выгнать человека на улицу. Запись с камеры выложить. Что угодно. Она этого не сделала? Не сделала. Значит, я верю военному».

В чатах домов, которые находятся у кофейни, дискуссия о произошедшем с Аленой кипела еще в течение двух недель после события. И мнения там высказывались самые полярные.

  • «Она не просто девушка, она — провокатор и проводник гадкого отношения к моей родине […] И не надо вносить сомнения в эту однозначную ситуацию. Награда нашла своего героя, пусть кушает и думает».
  • «Я иногда поражаюсь человеческой ненависти».
  • «За кофейню грустно. Надеюсь, кто-нибудь подхватит».
  • «Вот честно, удивляет, сколько в людях ненависти. Ну, закрыли кофейню, человека в тюрячку посадят за писюльки в интернете. Вам этого мало? Желать смерти, радоваться, что ее закрыли… Даже ситуации толком никто не знает, кто там прав и виноват, по факту».
  • «К новой реальности в стране готова не была — за это и влетело»

В начале марта Алена уехала в Грузию, нашла там работу в местной кофейне. И снова принялась варить кофе.

Алена у собственной кофейни. Фото: соцсети

«24.02.24 я сделала то, что должна была сделать, однако у любой гордости есть последствия, поэтому уехала за пределы своей родной и любимой страны. Дом свой люблю, но считаю, что лучше на расстоянии живая и здоровая, чем моя маман мне носит сухари в СИЗО. […] К новой реальности в стране готова не была — за это и влетело. Так уж вышло, что государственная повестка — это одно, а личный случай не должен идти вразрез с интересами государства. Я всегда считала, что могу говорить, что думаю и просто жить, однако у всего есть мера. […] Кто-то наивно думает, что пережду, но нет. Не пережду. Пока слоган и цели у государства такие — не пережду, а просто пойду дальше. Я 10 лет делала свое маленькое дело и никогда не подумала б, что жизнь уместится в две сумки и что придется ехать куда-то далеко, лишь бы быть свободнее», — написала Алена в своем телеграм-канале (стилистика, орфография и пунктуация — авторские).

После постов о переезде и новой работе — в сообщения к девушке вновь пришли неизвестные люди с угрозами. Стали звонить. Она выложила один такой диалог в сообщениях от неизвестного:

— Вы кто?

— С русской общины.

— И что вам надо? Кофеен у меня уже нет. Приходить в гости не к кому. Меня наказали по законам государства.

— Это еще не всё.

Личные страницы в соцсетях Алене снова пришлось закрыть.

По рекомендации адвоката, девушка не дает комментарии СМИ. На вопрос «Новой» Алена ответила: «Я действительно уехала, но давать еще больше комментариев, чем было сказано на моих страницах, не готова. Мне лучше не комментировать, что уже произошло. Прошу понять».

Контекст:

Это не первый случай, когда сотрудники общественных заведений (в частности, кафе и ресторанов) оказываются втянуты в конфликт с участниками СВО.

  1. В июне 2023 года мужчину в военной форме отказались впустить в бар «Понеслось» в Воронеже. На видео представитель бара объясняет, что у заведения есть дресс-код и он не может впустить внутрь человека в военной форме. Мужчина оказался военнослужащим, вернувшимся с СВО. Видео попало в интернет.

    Администратор бара прокомментировал ситуацию СМИ: «На нем не было ни погон, ни символики. Просто обычный камуфляж из военторга. [Их] компания была пьяна и постоянно оскорбляла администратора. На видео лишь небольшой кусок разговора, снятый другой стороной. Я думаю, в трезвом состоянии эти мужчины бы себя так не вели, потому что на вид они все приличные граждане».

    Администратор рассказал, что его коллеге, который отказал военному в посещении бара, стали поступать угрозы. Мужчине пришлось удалить личные соцсети.
  2. В мае 2023 года в Самаре участника специальной военной операции отказались заселить в номер сотрудники гостиницы Hampton by Hilton. По данным СМИ, у мужчины с собой не было паспорта, он предъявил военный билет, но администрация отеля отказалась оформлять пребывание мужчины в гостинице без паспорта, сославшись на российское законодательство. По итогам этой истории депутат Госдумы Светлана Бессараб обратилась к губернатору Самарской области Дмитрию Азарову с просьбой организовать проверку гостиницы.

    Однако были и случаи не только травли, угроз и проверок в отношении владельцев и сотрудников бизнеса, но и физической агрессии со стороны участников СВО в отношении сотрудников и даже случайных прохожих.
  3. В январе 2023 года трое военнослужащих были задержаны ночью в Москве на Сокольнической площади. По данным телеграм-канала Baza, мужчины устроили драку у ресторана «Золотая вобла»: «Парни казались сильно выпившими и не очень адекватными, поэтому персонал отказал им в обслуживании. Злость пришлось вымещать на случайных посетителях — трое парней вышли из кафе и тут же набросились на двоих мужчин, стоявших у входа. Просто так».
    Заявление в полицию пострадавшие мужчины писать не стали.
  4. В сентябре 2022 года военнослужащий, вернувшийся со специальной военной операции, устроил драку в тульской пиццерии. Точнее, не драку, а избиение стулом директора пиццерии. Видео опубликовала та же Baza: «У одного из посетителей внезапно возник к нему [директору пиццерии] классический русский вопрос — «Чё смотришь?». Завязалась небольшая словесная перепалка, и мужчина объявил, что только недавно вернулся со спецоперации. Владельца заведения этот факт никак не тронул. Он так и ответил: «Ну и что?» После этого гость вышел из пиццерии и вернулся уже с другом. Обиженный невниманием гость взял стул и начал избивать им владельца, а также его знакомого».

Росгвардия задержала всех участников драки, но вскоре отпустила. Уголовного дела в отношении нападавшего заведено не было.