Сюжеты · Политика

Смертельный номер

Криптомир — это не курица, несущая золотые яйца. Это что-то совсем другое, рискованное, шаткое и опасное. Опасное для всех

17:25, 18.03.2024
Алексей Поликовский, обозреватель «Новой»
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Биткоин запрыгнул на такую высоту, где еще никогда не был. Мировой рекорд! Больше 70 тысяч долларов за биткоин! Нет, уже больше 72!

Реальный мир рушится, а валюта виртуального мира растет! Цифровое золото скоро сделает ненужным золото обычное! Впереди новые вершины — сто тысяч за биткоин, двести тысяч! Эти заголовки, новости, оптимистические прогнозы сейчас повсюду.

Месяцы уныния закончились, началась лихорадка ажиотажа. Черные очки сменились розовыми. Вперед, мы едем в будущее верхом на могучих процессорах, с кошельками, полными токенов, в счастливой уверенности в том, что у криптоиндустрии отличные перспективы.

Но на самом деле все не так. Криптомир — это не курица, несущая золотые яйца во все корзины подряд. Это что-то совсем другое, рискованное, шаткое, непредсказуемое и опасное.

Опасное для всех. Те, кто вкладывают деньги в крипту, периодически теряют их. Те, кто приходят с горящими глазами и головами, полными идей, быстро теряют оптимизм и переживают крах. Это — реальность криптомира, существующая за его эффектной и нарядной витриной, которая чарует взгляд красивыми графиками роста, пьянящими цифрами ежедневных торгов и ежеминутно меняющимися рейтингами.

Компания AlphaQuest недавно выпустила отчет об исследовании криптомира, которое она проводила несколько месяцев. Название исследования говорит само за себя: «2024. Отчет о мертвых коинах. От создания к катастрофе». AlphaQuest изучила 12 тысяч криптовалют, находящихся в рейтинге Coinmarketcap, известном каждому, кто имеет хотя бы небольшое представление о теме. Полученные данные производят настолько сильное впечатление, что не нуждаются в длинных комментариях.

72% криптопроектов, возникших во время бума 2020–2021 годов — умерли. А если не в процентах, а в конкретных значениях, то получается еще убедительнее и мрачнее: из 4834 криптовалют, возникших в эти годы, умерли 3743.

Средняя продолжительность жизни криптопроектов — три года. Время жизни уже умерших криптопроектов — в среднем 2,21 года. Между тем время, необходимое для вывода проекта на рынок, — четыре года. Большая часть проектов умирает до достижения зрелости, не успев выйти на рынок. Только 22,4% криптопроектов живут дольше четырех лет.

Смертность среди криптовалют нарастает. В 2020 году умерли 7,17% крипт, в 2021-м — 12,85%, на следующий год 20,63%, в 2023-м — 59,65%. 

Почти 60% смертности! Среди людей такое бывало только в Средние века во время эпидемий чумы. А в продвинутом криптомире это происходит сегодня. К счастью, с проектами, не с людьми.

Почему криптопроекты умирают в таких огромных количествах? В чем причина? Причина смерти крипты в 92,6% случаев — низкая ликвидность и малый объем торгов. А что это значит? Это значит, что новая крипта, несмотря на заложенные в нее идеи, не вызывает интереса ни у инвесторов, ни у покупателей. Покупатель крипты смотрит на первую десятку в рейтинге, редко на места ниже, он знает пять–десять самых громких названий (биткоин, эфир, солана, USDT…), и что ему до новых цифровых фантиков, которые выпустили в мир никому не известные программисты, особенно если фантики занимают в рейтинге позицию в районе № 12.000? А инвестор? Он одуревает от количества крипт и идей. Нет крипт без идей, нет крипт без новых подходов, но как разобраться в этом и как оценить, что умрет в ближайшие годы, а кому гарантирована жизнь долгая?

Криптовалюты

Как умирают криптовалюты, какие симптомы этого процесса? У 50,9% умерших крипт прежде них самих умирает их веб-сайт (50,9%). 26,9% умирающих не ведут твиттер-аккаунт три месяца, а 35,6% криптопроектов, потеряв надежду на успех, закрывают аккаунт. В результате их просто выбрасывают из рейтинга Coinmarketcap (47,6%). Заброшенный сайт, умерший твиттер, пустота, запустение, последний пост был месяцы назад… Все, можно хоронить проект.

В истории известен черный день в октябре 1929 года, когда рухнули акции на Уолл-стрит и миллионы людей стали банкротами. В криптомире черный день случился в ноябре 2022 года, когда обанкротилась биржа FTX. А какая была красивая, модная, продвинутая, хипстерская криптобиржа с миллионом пользователей! Теперь ее основатель и владелец, физик и математик, выпускник престижного MIT, веган и миллиардер Сэм Бэнкман-Фрид сидит в тюрьме и ждет суда по обвинению в целом букете финансовых преступлений. Банкротство FTX повлекло за собой крах 32% криптовалют — каждой третьей! А крах в мае 2022 года экосистемы Terra, созданной выпускником Стэнфорда До Квоном, привел к гибели 35% криптовалют. Крипта экосистемы LUNA, входившая в первую десятку крипт по капитализации, рухнула до нуля, а сам До Квон через Сингапур бежал в Черногорию, откуда пытался вылететь в Дубай, но был арестован и сейчас ждет выдачи в США.

Но мертвые криптовалюты это еще не все — AlphaQuest в своем исследовании вводит понятие мертвых категорий. Это такие категории, в которых мертвы более 50% проектов.

Музыка и видео в мире web3 — мертвая категория, потому что тут уровень смертности проектов достигает 75%. Как ни странно, такой же уровень смертности у стейблкоинов, которые по определению должны быть надежны, ибо обеспечены активами; но это только в теории, на практике они умирают много и быстро, как и все другие. Метавселенные, совсем недавно бывшие на пике всеобщего интереса и восторга, тоже несут страшные потери — 51% их коинов умерли.

Погибают не только отдельные монеты или проекты, гибнут целые экосистемы. Terra погибала с криком, скандалом и грохотом, другие экосистемы гибнут в тишине и молчании. Celo, прекрасный проект по превращению смартфонов в личные банки, тихо угасает. В экосистеме Celo 61,3% мертвых криптопроектов. Достойный Cosmos, созданный для того, чтобы служить мостом между блокчейнами, — имеет, кстати, активную и немаленькую русскоязычную общину — по совместительству является кладбищем, ибо в его экосистеме умерли 55,95% проектов. Еще более удивительно, что некоторым умирающим — или долго находящимся при смерти — удается сохранять бодрый вид и высокие позиции. Например, Cardano, знаменитый бренд, созданный Чарльзом Хоскинсоном, — 74% проектов внутри экосистемы Cardano мертвы. Но крипта экосистемы ADA при этом никогда не покидала первую десятку криптовалют по капитализации. И сейчас там на восьмом месте.

Кажется, гарантией качества проекта является интерес к нему венчурных фондов, особенно таких известных и солидных, как Paradigm, Polychain Capital или Multicoin Capital. Ведь прежде чем инвестировать в проект, венчурный фонд проводит его аудит. Получить финансирование от одного из таких фондов — мечта каждого, кто запускает проект. Но, согласно цифрам, представленным AlphaQuest, интерес венчурного фонда и инвестиции не являются гарантией успеха. Более половины проектов, получивших инвестиции, умерли.

То, о чем сказано в исследовании AlphaQuest, на самом деле не ново. Интуитивно все это знают и понимают все, кто имеет дело с криптовалютами. Что для новых проектов, что для игроков на криптобиржах, что для скромных покупателей небольшого количества крипты — риски не просто высоки, они зашкаливают. Любое действие в этой среде часто превращается в смертельный номер, когда риск гибели проекта и потери средств превышает все мыслимые пределы. Но интересно и важно другое, то, о чем не сказано в исследовании AlphaQuest. Несмотря на риск, каждый день появляются новые криптопроекты, многие из них на собственных блокчейнах, разработка которых требует хорошего образования, времени, труда, инвестиций. О риске все знают, но он мало кого останавливает. Мир блокчейна, децентрализованных систем, цифровых сущностей со страшной силой манит множество людей, наделенных азартом и верой в будущее.