Со средним бизнесом с точки зрения установленных государством квалифицирующих признаков все кажется относительно понятным: это бизнесы с численностью сотрудников от 100 до 250 человек и с доходом от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей: всё, что меньше, отнесено к малому бизнесу и индивидуальному предпринимательству. То есть средний бизнес — это нечто крепкое и относительно устойчивое, скорее всего — производящее нечто полезное в не заоблачных количествах, но регулярно, дающее работу приличному количеству людей и регулярно вносящее в казну значимые объемы налогов. Соль земли, подпорка крупных отраслей и флагманов индустрии, основа устойчивости общества с его привычкой к потреблению и развитию, мышцы отечественной экономики. И рулит этим всем средний предприниматель, который не олигарх, но и не лоточник, который рискнул, вложил средства, придумал и двинул вперед свое дело, не побоялся тех условий, в которых ему придется не просто самому выживать и развиваться, но и отвечать за тех, кто от его смекалки и его уверенности зависит. Это по большому счету и есть тот человек, которого обычный человек представляет, когда слышит слово «предприниматель».
Когда мы с «Левада-центром»* спросили граждан о том, как они считают, что важнее для предпринимателей: личная инициатива и энергия или разные там связи и знакомства, — то судя по ответам, где почти 52% выбрали первое — предпринимательскую инициативность и смелость. То есть представили, похоже, именно среднего (да и малого) предпринимателя, который не сидит в государственной компании или корпорации (зачем там инициатива?) и не присосался к добывающим отраслям (зачем там энергия?). И общество, судя по ответам, ожидает от среднего предпринимателя бодрости и движения вперед.