Комментарий · Культура

И у стен есть глаза

Новые альбомы ушедшей зимы

Алексей Душутин, «Новая газета»
  • The Smile
  • IDLE
  • Chelsea Wolfe
  • Boris Blank
  • Karl Bartos

The Smile
Wall of Eyes / 2024

Начнем с пластинки, которая одним своим появлением застолбила место в итоговых чартах за 2024 год. Второй альбом за полтора года от супергруппы Тома Йорка, Джонни Гринвуда и Тома Скинера вышел, пожалуй, лучше первого, сорвавшего бурные овации музыкальных критиков.

Wall of Eyes еще глубже петляет по подворотням и узким улочкам подсознания музыкантов, как в лирическом, так и в музыкальном плане. Голос Тома Йорка, полный трагизма и торжества, струится поверх неудобных, но таких приятных гармоний. Продюсер Сэм Петтс-Дэвис решительно подчеркивает, а не скрывает эклектизм песен Йорка и Гринвуда, в то время как барабанщик Том Скиннер суетится в их негостеприимных тактовых размерах. В глубинах потрясающих аранжировок Гринвуда лучше плыть, не выныривая, задержав дыхание. Wall of Eyes — альбом, которому после первого прослушивания сложно дать однозначную характеристику, как и после второго, но уж точно очевидно теперь, что The Smile — это не сайд-проект участников Radiohead, а полноценная и довольно мощная творческая единица.

  • Слушать: Music.Apple
  • Стиль: эклектичный арт-прог-рок
  • Обратить внимание на:
    — «Wall of eyes»,
    — «Friend of a friend»,
    — «Bending»

IDLES
TANGK / 2024

В трагичный день 16 февраля модные пост-панки IDLES явили свой, как они выразились, «трансгрессивный» альбом, нацеленный на чувства, а не мысли. После всех черных полос — смертей, зависимостей и критики — на альбоме TANGK (читается как танк с легким «г» на конце — намекает на звук гитарной струны) IDLES пришли к тому, что действительно имеет значение — к любви. Новая пластинка более танцевальная по звучанию и призвана, по словам лидера коллектива Джо Талбота, сконнектить людей и «дать им ощущение любви, в которой нуждаются все». При этом новые песни музыкант называет более завершенными, так как все они обрели «нарративную арку», в отличие от треков с предыдущего CRAWLER. Продюсером TANGK выступил Найджел Годрич, ответственный за все релизы Тома Йорка.

«TANGK — альбом о любви для всех, кому нужно громко кричать, чтобы отгородиться от надвигающегося чувства пустоты, сейчас и всегда».

  • Слушать: Spotify
  • Стиль: пост-панк одомашненный
  • Обратить внимание на:
    — «Gift Horse»,
    — «Dancer»

Chelsea Wolfe
She Reaches Out To She Reaches Out To / 2024 

Творческий путь Челси Вулф — это движение от одной формы к другой. Дискографию американской певицы в целом можно охарактеризовать как эклектичность, желание экспериментировать со звучанием. Более ранние работы были скорее меланхоличными, уходящими корнями в фолк. А уже альбомы Abyss и Hiss Spun отличались тягучим и мрачным саундом медленного дум-метала, готик-рока, дроуна и привычной для Вулф декадентской атмосферы. Выпущенный в 2019 году Birth Of Violence отошел от тяжелого звучания предыдущих записей, вильнув в сторону тоскливой акустической готики. Перемены были связаны с переездом Вулф в Северную Калифорнию, где она выросла, — своеобразное возвращение к корням и в географическом смысле, и в творческом.

И вот спустя пять лет свет увидел новый, седьмой по счету, альбом Челси. На нем на порядок меньше фолка и больше электроники, но фирменная темная романтика на месте. Теперь Челси Вулф вдохновляется, судя по ее словам, трип-хопом и индастриалом. Отчетливо слышны отзвуки Бьорк, Трики и даже Portishead. За электронный звук, до предела выкрученный и экзальтированный, отвечает продюсер Дэйв Ситеком, работавший с ньюйоркцами TV on Radio.

  • Слушать: Bandcamp
  • Стиль: готический дарквейв
  • Обратить внимание на:
    — «Whispers In The Echo Chamber»,
    — «Dusk»

Boris Blank
Resonance / 2024

Борис Блэнк известен своим участием в дуэте Yello. По правде говоря, он был его стержнем и отцом-основателем. Десять лет Борис записывал что-то на свой магнитофон, стучал по всему, что находил на кухне, параллельно предлагая свои наработки другим коллективам. Но безрезультатно. На удачный ход событий повлиял ряд знаковых встреч. Первая — со звукорежиссером Карлосом Пероном. Вторая — с кумирами The Residents. Наконец, третья — с Дитером Мейером, человеком неординарным, да еще и с бурной биографией, в которой нашлось место для брака с наследницей пышного аристократического титула и побега из семейного замка с намерением стать деятелем искусства.

Вот так все закрутилось и завертелось у новоиспеченных пижонов в конце семидесятых и продолжается до сих пор: Дитер негласный лидер с зычным голосом, а Борис спец по всяким электронным штукам-дрюкам. Помните это сумасшедше-басовитое «Oh, Yeah» или заносы на виражах в «The Race».

Но работа в Yello никогда не ограничивала друзей в сольных работах. И если Дитера захватывала танцевальная и энергичная музыка, то Борис предпочитал погружать слушателя в медитативную волну, уносящую к просторам электрического океана. «Меня всегда тянуло к широким открытым пространствам, таким как заводские цеха, подземные гаражи или даже горы — и к акустическому резонансу, который создают эти пространства», — говорит Борис Бланк о вдохновении для Resonance. Каждое пространство имеет свои уникальные вибрации. Мне хочется проникнуть в эти сферы и сделать их ощутимыми с помощью музыки. Чем больше, тем интереснее. На этот раз моей целью было сделать пространство 

  • Слушать: Music.Apple
  • Стиль: эмбиент
  • Обратить внимание на:
    — «Resonance»,
    — «Defying Gravity»

Karl Bartos
The Cabinet of Dr. Caligari / 2024

Карл Бартос — участник классического состава легендарных Kraftwerk c 1975 по 1991 год, в период, когда были созданы эталонные артефакты электронной поп-музыки, такие как «Radioactivity», «Trans Europe Express», «Die Mensch Maschine». Бартос — истинный поклонник культуры Веймарской эпохи. С его подачи потрясающий трек «Metropolis» обессмертил немой шедевр Фрица Ланга 1927 года. На восьмом десятке Бартос решил снова переосмыслить немой кинематограф, на этот раз замахнуться на Роберта Вине и его «Кабинет доктора Калигари» 1920 года. Оригинальная музыка, написанная композитором Джузеппе Бечче, затерялась в песках времени. Идея написать саундтрек к фильму возникла еще в 2005 году. Спустя годы кропотливой работы Бартос воплотил свою задумку. Не берусь судить, насколько это получилось удачно, но, говорят, слушатели Венской Оперы, где проходила презентация сочинения Бартоса, покинули премьеру в полном восторге.

  • Слушать: Bandcamp 
  • Стиль: саундтрек от классика электронной музыки
БОЛЬШЕ О МУЗЫКЕ

С другими новинками и не только вы можете ознакомиться на канале Алексея Душутина.