Комментарий · Общество

На примере Содома и Гоморры

Психотерапевт о новом экзотическом предмете в вузах — «Духовная безопасность»

Андрей Гронский, психотерапевт

Фото: Василий Дерюгин / Коммерсантъ

В скором времени в российских учреждениях образования появится еще один экзотический предмет — дисциплина «Духовная безопасность личности и традиционные российские духовно-нравственные ценности в работе психолога», рабочая программа которой была обнародована на сайте портала федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Я думаю, нет смысла тратить время на то, чтобы всерьез обсуждать все пункты этого документа. Остановлюсь лишь на нескольких вопросах.

Соответствуют ли тезисы, изложенные в программе, общепринятым представлениям о психологической помощи и профессии психотерапевта? Безусловно, нет.

Во введении говорится:

«В работе психолога при взаимодействии с клиентом (пациентом) — его мировоззрение и гражданская идентичность играют ключевую и зачастую, решающую роль в результатах этого взаимодействия». Это явно противоречит определению, принятому Европейской ассоциацией психотерапии, членами которой являются очень многие российские психологи и психотерапевты: «Психотерапия является независимой научной дисциплиной, практическая деятельность в которой представляет собой независимую и свободную профессию».

Но, конечно же, понятно, что авторов программы не волнуют декларации, принятые где-то в Страсбурге. Ведь они выполняют важное задание — реализуют курс руководства государства на сепарацию от европейского культурного пространства и ценностей западной цивилизации и создание своего «особого» пути. В частности, в этом отношении примечательным событием был и отказ Минздрава России от перехода на Международную классификацию болезней 11-го пересмотра, принятую Всемирной организацией здравоохранения.

Имеет ли данная программа отношение к научной психологии? Если и имеет, то весьма косвенное. Во всяком случае, к доказательной психологии никакого. В программе предлагается разбирать такие вопросы, как 

  • примеры отступления народов от традиционных духовно-нравственных ценностей на примерах Всемирного потопа, 
  • «Садома и Гоморы» (сохранена орфография оригинального документа), 
  • «преображение Великого князя Владимира из безнравственного человека в высоконравственного в результате принятия христианских духовных ценностей», 
  • «хранение ума и чувств от деструктивной информации» и т.п.

Какова реальная цель программы? Реальная цель достаточно прозрачна — идеологическая индоктринация молодежи и создание образа врага. Эту же функцию выполняют «Разговоры о важном» и изменения в программе изучения истории. В Советском Союзе роль таких предметов занимала история КПСС, политэкономия и другие «научные» «измы». Как впоследствии выяснилось, 

все эти предметы по большей части оказалось информационным мусором. Хотя под них выделялись отдельные кафедры и для многих преподавателей они были стабильным и даже престижным способом заработка.

Будут ли аналогичные программы реализовываться на местах учреждениями образования? Безусловно, будут, с большей или меньшей степенью энтузиазма, как и все инициативы, спускаемые сверху.

Ну и традиционный вопрос: что делать? Можно ответить на него только в самом общем виде. Во времена, когда государственные и негосударственные институции утрачивают моральный авторитет и перестают быть ориентирами для поиска истины и решения этических вопросов, на отдельного человека ложится очень большая ответственность. Каждый должен сам для себя вырабатывать моральные критерии и решать — жить ли ему «не по лжи», сохраняя свою собственную духовную безопасность, или следовать подобным программам.