Комментарий · Политика

Глумились над телом, теперь — над душой

Бездушная система клира Московского патриархата не дает совершить христианское погребение Алексея Навального — отпевание по православному чину

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Панихида по Алексею Навальному в Успенском кафедральном соборе Хельсинки. Фото: IMAGO / Lehtikuva

Только закончились инфернальные манипуляции с телом Алексея Навального, которое, наконец, отдали матери, как родные, близкие и миллионы сограждан, сочувствующих его идеалам и героизму, столкнулись с новой проблемой. Бездушная система не дает попрощаться с Алексеем и совершить его христианское погребение — отпевание по православному чину.

Не секрет, что в РПЦ отпевают практически всех, кто крещен, независимо от того, был ли покойник верующим и разделял ли он христианские убеждения. Например, в конце 2019 г. патриарх Кирилл с большой помпой отпевал Юрия Лужкова, который при жизни отказывался причащаться, то есть участвовать в главном христианском таинстве, кощунственно поясняя в интервью, что не прикасается к алкоголю.

В начале своего политического пути Навальный тоже был атеистом, но жесткое столкновение с системой зла привело его на путь веры, он пошел за Христом, так же отвергнутым политическим режимом своего времени. В день рождения, 4 июня 2021 г., находясь в заключении, Алексей так описал свои ощущения: «Очень много странных событий произошло со мной за год… Я очень не хотел озвереть… Это нелегко, но я прилагаю все возможные усилия. Как там: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?» [Матф., 5:47] Так что спасибо всем, всех обнимаю».

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

В день своей первой тюремной Пасхи он писал: «Христос воскрес. Жизнь и любовь победили… Как же я долго ждал эту Пасху! Великий пост в этом году выдался у меня непростой». Оказывается, он постился в тюрьме, пребывание в которой — самый суровый пост, который не снился ведущим шоу «Постная кухня» на телеканале «Спас».

Выступая в судах, Навальный цитировал Евангелие, которое почему-то не признано экстремистским в РФ.

Один из последних его исков, который Верховный суд рассматривал 11 января, касался права заключенных, водворяемых в ШИЗО, иметь более одной книги религиозного содержания.

В обращении Юлии Навальной, записанном 24 февраля, на 9-й день после гибели Алексея (в православной традиции, это день сугубых молитв о новопреставленном), «показную» и «фальшивую» веру она противопоставляет светлой вере Навального, вдохновленной любовью. «В своих письмах из тюрьмы он писал, что не испытывает ненависти к своим мучителям», — отметила Юлия.

Та же фальшь властной «воцерковленности» звучит сегодня в отказах российских клириков отпевать Навального. По словам запрещенного в служении игумена Евмения (Перистого) из Ивановской области, «Алексей повторил путь Иисуса своей смелой жизнью. «Воцерковленным» не понять этого».

Панихида по Алексею Навальному священников Валериана Дунина-Барковского и Андрея Кордочкина. Скриншот

Глумление над телом, начатое репрессивной машиной, продолжают служащие ей комиссары в рясах. «Разве вы не знаете, что ваше тело — это храм Святого Духа, Который живет в вас» (1 Кор., 6:19), — пишет апостол Павел. «Нет, не знаем», — отвечают, отказываясь отпевать православного христианина, не погрешившего против веры и не пошедшего на компромисс со своей совестью, которая, если верить книгам, изданным в РПЦ, есть «голос Божий в человеке».

Добиваясь жестких наказаний для людей, «оскорбляющих чувства верующих», говорит Юлия Навальная, российский режим наносит им самое большое оскорбление. Речь ведь не только о личности Навального — несомненно, выдающейся, но об элементарной человечности, сочувствии, пастырском христианском долге, наконец.

Иеромонах Иоанн (Гуайте). Фото: pravmir.ru

Двое московских священников, не боявшихся выражать сочувствие Алексею, были выдавлены из России в январе этого года, почти накануне его гибели. Речь идет о протоиерее Алексее Уминском, просившем допустить к Навальному врача, и иеромонахе Иоанне (Гуайте), предоставившем свой храм в центре Москвы для спасения преследуемых ОМОНом участников протестов. О. Алексий спешно «лишен сана» и сам покинул РФ (сегодня пришла новость, что его принял Вселенский патриарх в сане священника), а о. Иоанн отправлен на далекий испанский приход. 

Русские православные телеканалы называют их «преступниками в рясах», а православная блогосфера кипит от ненависти к «врагам России», которых «надо предавать анафеме, а не отпевать».

А еще несколько лет назад многие из этих людей думали о духовной жизни, пытались бороться со своими страстями и исполнять главную заповедь Христа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф., 5:44–45). Похоже, СВО была еще и идеальным способом изгнать из России остатки искреннего христианства.

Страх перед князем мира сего сковал не только РПЦ, отвратив ее служителей от заповедей Христа, но и большинство «альтернативных» православных церквей. Совсем крошечные, они самим фактом своего существования напоминали о возможности иного православия, отвергающего тоталитаризм и бездушие «господствующей конфессии». Обескровленные после десятилетий гонений, эти церкви сегодня либо молчат, либо заключили союз со своими гонителями. Среди единичных исключений — Апостольская православная церковь, предстоятель которой, архиепископ Григорий Михнов-Вайтенко, был задержан за намерение отслужить панихиду по Навальному. Клирики этой церкви и близкой к ней Ассоциации христианских евхаристических общин в Петербурге на условиях анонимности сообщили «Новой», что готовы приехать в Москву и совершить отпевание.

Архиепископ Григорий Михнов-Вайтенко. Фото: соцсети

На момент написания этой статьи не известно ни об одной (!) легально отслуженной панихиде по Навальному на российских приходах РПЦ. Лишь несколько ее зарубежных клириков участвовали в панихидах по Алексею в своих странах. Группы мирян пытались устроить флешмобы в форме возжения свечей в московском храме Христа Спасителя и питерском Смольном соборе, но были пресечены церковными охранниками и правоохранителями.

Из разных епархий поступают сведения, что 

благочинные и даже архиереи обзванивают настоятелей с требованием тщательно проверять имена в записках, подаваемых «за упокой», и спрашивать фамилию, если в записке встретится имя «Алексей». Таких мер РПЦ не применяла даже к самым злостным хулителям веры, еретикам и гонителям церкви…

Панихида по Алексею Навальному в Успенском кафедральном соборе Хельсинки. Фото: IMAGO / Lehtikuva

…«Ныне суд миру сему…» Тест на Навального не прошло не только российское общество, но и российское христианство. Все-таки тысячи людей, участвовавших в беззаконных попытках его отравить, в судах и пытках, в разгоне его сторонников, в пропагандистском шельмовании, — это довольно репрезентативный срез общества. И РПЦ, когда оказалась перед прямым выбором между заповедью Христа о любви и требованием власти о ненависти, выбрала последнее. Причем в полном составе своего клира! Отсутствие даже «статистической погрешности» в его вычищенных рядах говорит о том, что эта структура лишилась признаков религиозной и является чисто политической.

Всем, кто любит Алексея, пожелаем не унывать, как призывал он сам в последние годы земного пути. Одного зэка, распятого по правую руку от Христа, тоже никто не отпевал и не предавал почетному погребению. Но Творец мира сказал в ответ на его любовь: «Сегодня же будешь со Мною в раю»…