Комментарий · Политика

Афины и Ватикан «впали в экстремизм» 

Православная Греция легализовала однополые браки, а РПЦ нащупала точку для раскола христианства — сексуальную

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Фото: Zuma \ TASS

Парламент Греции, государственной религией которой является православие, приравнял однополые браки к гетеросексуальным. В то же самое время РПЦ жестко осудила документ Ватикана о благословении ЛГБТ*-людей. Похоже, Москва нащупала «болевую точку», вокруг которой будет строиться учение о несовместимости отечественного и зарубежного христианства.

Греческий прорыв

Митрополит Иларион (Алфеев), знаменитый композитор и церковный писатель, которого московская публика уже начала забывать после ссылки в «недружественный» Будапешт в 2022 году, провел 20 февраля дистанционное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ. Номинально в состав комиссии входит 48 человек, но вряд ли в заседании участвовали иерархи и клирики из Украины. Умалчивая об этом, официальный сайт Московской патриархии сообщает, что богословы и библеисты обсудили (и осудили) ватиканскую декларацию Fiducia supplicans («Запрос доверия»), одобренную в декабре минувшего года папой Франциском.

Как рассказывала «Новая», в этом документе Ватикан впервые допустил «внелитургическое» благословение людей, состоящих в однополых или внебрачных отношениях. Иларион и его соратники, отмечает Московская патриархия, «были единогласны в том, что данное нововведение отражает резкий отход от христианского нравственного учения».

Но события в мировом христианстве развиваются так быстро, что заявление библейско-богословской комиссии уже выглядит устаревшим на фоне решения парламента Греции от 15 февраля о признании однополых браков и права состоящих в них людей на усыновление. Дело в том, что по Конституции Греция является православным государством, где парламент принимает участие в решении ряда церковных вопросов. Более того, Греция стала первым государством с православным большинством населения, которое прошло путь легализации ЛГБТ до конца. За соответствующий закон проголосовали 176 (из 300) греческих парламентариев, тогда как против были 76.

Архиепископ Иеронима II. Фото: Википедия

Лидер консервативной партии «Новая демократия» Кириакос Мицотакис, занимающий кресло премьер-министра, активно продвигал новый закон. Лишь через четыре дня после принятия закона на площадь Синтагмы в Афинах с иконами в руках вышло около четырех тысяч консервативных православных, защищающих традиционные ценности. Такое число протестующих трудно назвать для Греции значимым.

Государственная Элладская православная церковь (ЭПЦ) в лице своего предстоятеля архиепископа Иеронима II ожидаемо осудила закон, разрушающий, по ее мнению, историческую «ткань общества». Еще в конце прошлого года синод ЭПЦ предостерегал, что однополые браки приведут к «путанице родительских ролей» в сознании детей, воспитывающихся в таких семьях. Но в общем заявление синода выдержано в корректном тоне — некоторые его члены имеют репутацию скрытых геев, а греческий православный архиепископ Элпидофор, служащий в США, даже совершал в Афинах в присутствии прессы крещение детей гей-пары местных знаменитостей.

Ригоризм Москвы

Официальная позиция РПЦ — полное неприятие любых гомосексуальных отношений. Хотя есть нюансы. В «Основах социальной концепции» РПЦ, принятых ее Архиерейским собором в далеком уже 2000 году, говорится о пастырском отношении к ЛГБТ-людям и предлагаются довольно мягкие ограничения для них: «Не отказывая никому в основных правах, (…) Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях».

Но именно в недрах самой РПЦ периодически вспыхивали скандалы, связанные с осуждением клириков, проявлявших соответствующий «образ жизни» при работе с детьми и молодежью («Новая» перечисляла их имена). 

Опальный диакон Андрей Кураев, ныне признанный «иноагентом» и вытесненный из России, вступил в системный конфликт с патриархией именно потому, что стал обличать «голубое лобби» в семинариях.

Сегодня он пишет о том, что в патриархии то вспыхивает, то затухает кампания по канонизации великого князя Сергея Александровича Романова, убитого в 1905 году террористом Каляевым. Судя по историческим источникам, князь имел ту самую «запрещенную ориентацию»…

Нынешняя риторика РПЦ звучит гораздо жестче, чем «Основы социальной концепции». Официальный спикер патриархии Вахтанг Кипшидзе предупреждает Грецию о «разрушении Церкви» и «катастрофическом воздействии» в случае применения закона об однополых браках. «Государство, которое легализует однополые союзы, — утверждает он, — несомненно ставит стратегической целью уничтожение самой Церкви… Это акт духовного самоуничтожения».

Протоиерей Николай Балашов. Фото: 

Напротив, позиция синода ЭПЦ вызвала в Москве «восхищение», которое выразил советник патриарха Кирилла по внешним церковным связям протоиерей Николай Балашов. Этому не помешали в целом натянутые отношения РПЦ с ЭПЦ, которая частично признала автокефалию Православной церкви Украины, очень болезненно воспринятую Московской патриархией.

«Иерархи Элладской церкви, — говорит Балашов, — проявили исповедническую твердость перед лицом оказываемого на них давления со стороны антихристианских сил, стремящихся подчинить благочестивый и православный греческий народ интересам строительства «нового мира», в котором нет места традиционным христианским ценностям».

Трактовке этих ценностей в свете известного вердикта Верховного суда РФ о признании ЛГБТ «экстремистской организацией» было посвящено и выступление патриарха Кирилла в конце января на традиционных «парламентских встречах» в Совете Федерации.

Жесткие меры против «меньшинств» он назвал «борьбой за наш суверенитет».

А власти в борьбе за этот «суверенитет» уже поддержали решение торговой ассоциации об изъятии из маркетплейсов книг с «пропагандой ЛГБТ». Под запрет попали произведения классиков российской и мировой литературы: Федора Достоевского, Стивена Кинга, Харуки Мураками, Марселя Пруста, Оскара Уайльда, Стефана Цвейга и даже Платона (диалог «Пир»).

Запретят ли католицизм в РФ?

Архиепископ Элпидофор. Фото: Википедия

Учение православной и католической церквей о семье и браке остается в целом неизменным, но мало кто в христианском мире готов разделять радикализацию позиции Москвы. Если в РПЦ говорят о полном запрете ЛГБТ и репрессиях за любые намеки на это явление, то синод Константинопольского патриархата — первого по старшинству в мировом православии — призывает относиться к геям «с любовью во Христе». Глава Американской архиепископии этого патриархата архиепископ Элпидофор говорит о необходимости уважения к ЛГБТ-людям и о том, что «церкви необходимо немного уравновесить себя и заново создать тот ритм и баланс, который был у нее раньше, относясь позитивно ко всем людям, независимо от выбора или особенностей каждого человека».

Второй по старшинству в мировом православии, Александрийский патриарх Феодор недавно уклонился от прямого ответа на вопрос о гей-браках, подчеркнув, что церковь «должна не осуждать, но проявлять любовь».

Гораздо дальше в разработке «инклюзивного» богословия продвинулась католическая церковь, с декабря прошлого года допускающая благословение ЛГБТ-пар, но «частным образом», по принципу «отвергай грех, но люби грешников». На днях папа Франциск назвал лицемерами тех консервативных католиков, которые осуждают его за такую позицию. Он не устает напоминать, что пастыри благословляют всевозможных грешников, потому что вообще нет человека без греха: 

«Никто не возмутится, если я дам благословение предпринимателю, который, возможно, эксплуатирует людей, а это очень серьезный грех». Почему же должно делаться исключение для грешников из ЛГБТ-среды?

На этом фоне «православные активисты» в России начали кампанию за признание католической церкви экстремистской организацией, поскольку она «поддерживает и продвигает ЛГБТ». Перед входом в московский католический кафедральный собор Непорочного Зачатия выставили постоянный пикет с соответствующими «обличениями».

Митрополит Павел Пецци. Фото: Википедия

Глава католической архиепархии в Москве митрополит Павел Пецци вынужден был официально обратиться к мэру Москвы с просьбой оградить католиков от провокаций, поскольку правоохранительные органы бездействуют. Общественники демонстративно обличали Пецци и на презентации русского перевода трудов папы Франциска в московском культурном центре «Покровские ворота». На эту презентацию пришел также глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Антоний — досталось и ему.

…Очевидно, пример Греции даст повод задуматься о дальнейших шагах по евроинтеграции таким странам с преимущественно православным населением, как: 

  • Болгария, 
  • Румыния, 
  • Северная Македония, 
  • Черногория, 
  • Сербия. 

В этих странах допускается регистрация однополых гражданских союзов, но они не приравниваются к бракам и, в частности, не дают права на усыновление.

Гораздо более сложный вопрос, как к этим процессам адаптируются официальные церкви этих стран, которые критически зависят от поддержки своих государств и от общественных настроений. Отчасти на этот вопрос отвечает пример католической церкви, но даже она пока не в состоянии справиться со всеми вызовами, пытаясь балансировать на очень тонкой грани между древним преданием и правами человека.

* «ЛГБТ-движение» признано Верховным судом РФ экстремистским.