Комментарий · Политика

Нетаньяху открывает второй фронт?

«Хезболла», может, и не хочет воевать с Израилем — но ее мнения теперь уже никто не спрашивает

Вадих Эль-Хайек, специально для «Новой газеты»

Фото: Bilal Hussein / Associated Press / East News

В продолжающемся конфликте вокруг Газы появился новый религиозный оттенок: маронитский патриарх Ливана — кардинал Бешара Бутрос ар-Раи — выступил с резкой критикой ливанской «Хезболлы» и ее политики эскалации напряженности с Израилем.

Это произошло во время одной из его недавних проповедей. Кардинал Раи заговорил о тяжелом положении людей, живущих в приграничных с Израилем деревнях южного Ливана, которые оказались заложниками противостояния Израиля и «Хезболлы»: в последнее время южные районы, традиционно контролируемые этой проиранской шиитской группировкой, подвергаются обстрелам со стороны Израиля. Он буквально повторил все то, что каждый день обсуждают жители Ливана: в отличие от многих сторонних наблюдателей по всему миру, ливанцы — арабы — вовсе не горят желанием впрягаться за палестинцев и Газу в нынешней войне. Они категорически против распространения конфликта между Израилем и ХАМАС на южный Ливан.

Ранее патриарх выступал за то, чтобы ливанская армия разоружила «Хезболлу» и восстановила контроль над Южным Ливаном, подчеркивая важность национального суверенитета и безопасности.

Сторонники «Хезболлы» в ответ развернули ожесточенную кампанию против патриарха и даже угрожали его жизни. В соцсетях разошлись посты, в которых Раи называли «патриархом сионизма». В некоторых из этих постов был изображен патриарх с петлей на шее. «Вы думаете, мы не знаем, как вешать?» — гласила подпись. Более умеренные из этих постов высмеивали патриарха за его заявление о том, что «ливанский народ устал от войны».

Однако это правда: ливанский народ устал. В период многолетней политической нестабильности и экономического кризиса война с Израилем — последнее, чего хотело бы большинство ливанцев. Это прозвучит удивительно, но даже и ливанская «Хезболла», похоже, сейчас к этому не готова — и это красноречиво можно проиллюстрировать тем фактом, что сегодня, спустя уже четыре месяца войны между Израилем и ХАМАС, «Хезболла» поддерживает своих коллег-террористов только словом. Второй фронт так до сих пор и не открыт, одни только разговоры идут.

Фото: Hussein Malla / Associated Press / East News

Это, однако, не означает, что «Хезболла», а вслед за ней и весь Ливан не могут быть втянуты в этот конфликт. К сожалению, теперь это уже не решение самой «Хезболлы».

Вот простой хронологический перечень последних потерь Ирана и «Хезболлы».

В конце декабря Рази Мусави — военный советник иранского «Корпуса стражей исламской революции», высокопоставленный командир подразделения «Кудс» — стал жертвой очередного удара в Сирии. Мусави координировал военное сотрудничество между Ираном и Сирией. Израиль не подтвердил и не опроверг свою ответственность к устранению генерала, хотя никаких сомнений в том, кто ликвидировал Мусави, ни у кого нет. Иран и «Хезболла», конечно, пригрозили Израилю отмщением, однако израильтян это не остановило.

2 января в результате израильского удара по южному пригороду Бейрута (району, прочно контролируемому «Хезболлой») был убит заместитель лидера ХАМАС Салех аль-Арури.

8 января в результате атаки беспилотника в селе Мадждал-Сельм (11 км от границы с Израилем) был убит Виссам аль-Тавиль, командир элитного подразделения «Радван» в составе «Хезболлы». Тавиль играл ключевую роль в руководстве операциями в южном регионе.

Похороны Салеха аль-Арури и двух высокопоставленных членов ХАМАС. Фото: Hussein Malla / Associated Press / East News

29 января Израиль нанес удар по точке дислокации иранских советников в сирийском Дамаске. В результате погибли генерал Садег Омидзаде, офицер разведки иранских сил «Кудс» в Сирии, и его заместитель, известный под позывным «Хадж Голам». Многоэтажное здание, которое занимали советники, было полностью разрушено высокоточными ракетами.

На минувшей неделе уже сами израильские военные объявили, что они нанесли очередной авиаудар по неназванному «лидеру «Хезболлы», который был серьезно ранен. Еще один человек, находившийся с ним, также был ранен. Атака случилась в южном ливанском городе Набатия, который находится относительно далеко от границы.

В субботу от очередного удара израильтян в Ливане погибли три человека, включая двоих гражданских лиц. Атака была нацелена на какого-то чиновника палестинского движения ХАМАС, но он как раз выжил.

В понедельник, 12 февраля, в результате «израильского удара» по автомобилю в городе Бинт-Джбейль на юге Ливана был серьезно ранен и позже умер Мохаммед Алавия (очередной полевой командир «Хезболлы»)…

Эти целенаправленные действия вроде бы свидетельствуют о тщательном хирургическом подходе Израиля к снятию угрозы со стороны Ирана; свидетельствуют о глубокой осведомленности о местонахождении и деятельности высокопоставленных должностных лиц иранского КСИР и «Хезболлы».

Однако на фоне этих событий возникает и вопрос относительно других возможных мотивов активного отстрела Израилем иранских командиров и ударов по территориям «Хезболлы». И тут многое указывает на активное стремление премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху открыть новый фронт.

Политическое будущее Нетаньяху в целом предсказуемо: оно неразрывно связано с обвинениями в коррупции, и эскалация тлеющего конфликта на севере страны может послужить сместить фокус интереса израильского общества с собственного премьера на вечного врага в лице «Хезболлы».

Официальные лица Белого дома также выражают опасение, что Нетаньяху может начать полномасштабную войну против шиитской группировки в качестве средства защиты собственного политического наследия. И если сам Нетаньху достаточно осторожен в выборе слов в заявлениях о собственных намерениях, то его министр обороны Галант гораздо более прямолинеен. В ходе одного из недавних выступлений он говорил о том, что правительство надеется отбросить «Хезболлу» дипломатическими методами, но, если это не удастся, будет «действовать всеми имеющимися в его распоряжении средствами», в том числе и военными.

Ливанская деревня Тайр-Харфа на границе с Израилем после израильского авиаудара. Фото: KAWNAT HAJU / AFP / East News

Настойчивое стремление израильского руководства отогнать «Хезболлу» от израильско-ливанской границы в целом опирается на положения резолюции 1701 Совета Безопасности ООН, в которой предусмотрен в том числе и военный вариант, если дипломатические усилия не увенчаются успехом. Однако действительно ли дипломатические методы исчерпаны? Международное сообщество наблюдает за этими событиями с повышенной озабоченностью, ожидая широкой эскалации напряженности в регионе.

Идеальный сценарий Израиля предполагает вытеснение «Хезболлы» за реку Литани в Ливане и создание вдоль границы демилитаризованной буферной зоны протяженностью более 40 километров — об этом неоднократно говорил тот же министр обороны Израиля Йоав Галант. 

Ну то есть Израиль будет обеспечивать свою безопасность путем географической перестройки, что вряд ли сможет спокойно проглотить уже само Ливанское государство.

Но ливанский народ не хочет войны и настаивает, что ни «Хезболла», ни Нетаньяху не имеют права втягивать людей в нее.