Комментарий · Культура

Фронда кино

Совет Фонда кино тихо лишил льгот две успешные кинокомпании, яркие лица которых «взяли на карандаш» бдительные граждане

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Киноиндустрия обсуждает новый список компаний-лидеров отечественного кинопроизводства, по версии Фонда кино. Из рядов привилегированных «мейджоров» исключили компании «Марс Медиа Энтертейнмент» и «Базелевс». И привилегии сегодня остались не у десяти, а у восьми.

Собрание Экспертного совета проходило за закрытыми дверями, поэтому об истинных причинах усыхания списка лидеров можно лишь догадываться.

Российский «Базелевс» с 2022-го уже не принадлежит Тимуру Бекмамбетову, он продал свою долю. Тем не менее осадок от его отъезда и некоторых высказываний остался. Да и компанию по-прежнему связывают с его именем. Хотя она исправно поддерживает конвейер, выпускающий прибыльные «Елки». Сейчас Бекмамбетов работает со студией как нанятый режиссер и автор сценария над анимационным фильмом «Ходжа Насреддин».

«Марс Медиа» в наступившем году выпустил фильм-событие «Мастер и Маргарита», заработавший один миллиард и почти двести миллионов рублей, картину, ставшую едва ли не главной темой для дискуссий в СМИ. Но, возможно, именно с этой картиной, вызвавшей гигантскую волну хейта, связано исключение студии из числа «избранных».

Тут много загадок. Почему все же выпустили на экраны, почему не отобрали прокатку и почему наказали продюсеров. Все уже забыли, что фильм делался несколько лет, начинался с другим режиссером в другое время. Вышел-то он сегодня. 

Слишком шумным и великолепным — практически без телевизионной арт-поддержки — был успех картины. Слишком согласованной, жесткой и беспощадной была критика сторонников мобилизационных скреп.

Как говаривали в советское время, были приняты оргвыводы. С выводами спорить себе дороже. «Все стали перечитывать «Мастера и Маргариту», — написал Рубен Дишдишян. — А я перечитал «Как закалялась сталь».

А между тем компания «Марс-медиа» вполне подходит под критерии, утвержденные Фондом кино, и в иных обстоятельствах без труда бы отвоевала «место под солнцем». Хорошие сборы у военной драмы «Т-34», семейной картины о собаке «Пальма» и у фантастического блокбастера «Мира». На недавнем фестивале «Маяк» был хорошо принят новый sci fi «Контакты», скоро выйдет «Пальма 2». И финансовых долгов государству за студией не водится.

Но, согласно сообщению Фонда кино, в секвестированный список лидеров отечественного кинопроизводства вошли восемь компаний:

  • «Арт Пикчерс Студия» Федора Бондарчука;
  • «ВБД Груп»;
  • «Дирекция Кино»;
  • «Кинокомпания «СТВ»;
  • «Студия «ТРИТЭ»;
  • «Централ Партнершип»;
  • ООО «Водород 2011»;
  • «1-2-3 Продакшн».

Компании-лидеры могут претендовать на софинансирование проектов, а также прокат отечественных картин как безвозмездно, так и на условиях полного возврата денег, каждый проект проходит конкурсный отбор в рамках питчинга Фонда кино.

Среди оставшихся в восьмерке лидеров есть действительно успешные, возглавляющие прокат компании.

  • «ВБД Груп» — это триумфаторы: «Чебурашка» и «Вызов», франшиза «Последний Богатырь» и «Холоп», фильм «Поехавшая».
  • «Арт Пикчерс Студия» Федора Бондарчука — это популярная франшиза «Лед» (на подходе третий фильм), фантастика «Спутник», драма «Повелитель ветра».
  • «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова — «Чемпион мира», «Бременские музыканты», «Праведник», «Т-34», «Огонь», «Серебряные коньки».
  • ЦПШ инвестировала средства в золотоносную жилу франшизы «Холоп», в фильмы «Праведник», «Повелитель ветра», «Девятаев».

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

  • С «Дирекцией кино» непонятно. На «Кинопоиске» удалось обнаружить только сериал «Союз спасения. Время гнева» 2022-го, снятый по следам фильма «Союз спасения» (2019).
  • С «1-2-3 Продакшн» тоже все в тумане. Компанию покинули ее генеральные продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов, руководит теперь гендиректор Иван Голомовзюк. Из недавних работ вспоминаются «Здоровый человек» со скромными сборами, нарядные исторические экскурсы Андрея Кравчука: документально-игровой фильм с громоздким названием «Петр I: последний царь и первый император» и «Императрицы». Но все это картины с неплохими, но не выдающимися сборами, в основном студия занимается сериалами.
  • СТВ под управлением Сергея Сельянова — пожалуй, самая гармоничная по своему содержательному наполнению кинокомпания, старающаяся совмещать коммерческие проекты с фильмами, которые останутся в истории кино, балансировать между поиском и развлечением. С одной стороны, здесь снимают «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой или «Снегирь» Бориса Хлебникова (только что получивший премию «Золотой орел» в категории «Лучший фильм»). С другой — хлебную франшизу про богатырей и триумфальный сказочный блокбастер «По щучьему велению», огромное число зрительских мультфильмов и авторскую анимацию оскаровского номинанта Константина Бронзита.

Вспомним, ради чего и как был создан Фонд кино. В 2010 году восемь кинокомпаний получили от государства через Фонд поддержки кинематографии по 250 миллионов рублей, на которые обещали делать востребованное зрителем, при этом «особо ценностное» для стратегии государства кино. При этом финансировали не сами студии, а производство — то есть проекты. Речь шла о помощи национальной кинематографии, 

и в определении «особо значимые картины» прочитывался не только «заказ на тему», но и общественный зрительский потенциал, резонанс, премирование отечественных картин, «имеющих художественную и культурную значимость» и собравших более миллиона зрителей.

Сегодня карты спутаны. Не очевидны критерии выбора одних и исключения других. Формально это — число зрителей у фильмов в течение последних лет (из-за пандемии срок увеличен до шести), отсутствие долгов Минкульту и Фонду кино и т.п.

Вообще, в недавнее время обнаружился любопытный парадокс. Вроде бы дела российской киноиндустрии идут неплохо, и участие в росте общей кассы мейджеров неоспоримо. Но основная ставка продюсеров делается на сказки и комедии, и аудитория, казалось бы, отвечала им одобрением и рублем. Особенно на новогодние каникулы, когда в афише в основном фильмы лидеров. Словно зритель резко инфантилизировался, и теперь взрослые дяди и тети снимают для них зрелищные разного сорта киносказки. С продолжениями и приквелами.

Но вместе с тем самые востребованные аудиторией кинопроекты последнего года, вызвавшие громкий общественный резонанс и увиденные миллионами, это сериал «Слово пацана» и фильм «Мастер и Маргарита». Вне зависимости от того, нравятся они или не нравятся, именно их обсуждали. О них спорили. За них платили. В случае с «МиМ» возвращались в кинотеатры на «повторный сеанс». За неделю до «Мастера и Маргариты» на экраны вышла сложнопостановочная военная драма «Воздух», она тоже хорошо идет, вызывая совершенно полярные отзывы, но главное — интерес.

Значит, смысловое, сложное, поднимающие социальные проблемы кино востребовано. Более того, зрителю необходим этот диалог о прошлом и современном. Просто зрелищность, качество художественной составляющей столь же значимы, сколь тема и проблемы.

А зрелищность — это бюджет, который может обеспечить Фонд кино — тот самый «фонд поддержки кинематографии», который изначально был создан не только ради процветания киноиндустрии, но прежде всего, ради зрителя. Или нет?

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.