21 сентября 1960 г. Среда. Поезд: Москва — Ульяновск
Вчера вечером — Большой театр. Жизель — Катя Максимова. Открыл я её несколько лет назад, когда посмотрел документальную короткометражку «Душой исполненный полёт» — концерт выпускников хореографических училищ страны. Надо всеми явно возвышались двое. Рудольф Нуриев («Корсар»). И Катя Максимова (танец феи Драже из «Щелкунчика» и — «Жизель»). Потом я уже не пропускал ничего, что о ней было в газетах, журналах, кинохронике. Завидовал тем, кто в Москве и может видеть её на сцене.
Читал, конечно, что Уланова подарила ей свою Жизель и что 1 июня с успехом прошла премьера. И вот вчера возвращаюсь через Москву после отпускных похождений по Сибири (от Красноярска двинулся вниз по Енисею — где пешком, где на попутках, а где и по воде), после месяца почти первобытной, на подножных кормах, с медвежьими следами на мокрых после дождя таёжных просеках, полудикой жизни).
И вдруг вижу афишу: ГАБТ, «Жизель», Екатерина Максимова. Не раздумывая, рванул на Казанский, сдал билет, купил новый, на завтра, и двинулся к Большому. Повезло. У какого-то спекулянта с лисьей мордочкой купил-таки (втридорога, но торговаться не стал) билет. А потом был один из самых сказочных вечеров в моей жизни. И давно уже опустился занавес, отбушевал цунами аплодисментов. И я коротал предотъездную ночь на вокзале. А в сознании (не пойму, где конкретно — в мозгу или в сердце) все продолжалось очарование, тот самый пушкинский «душой исполненный полет». И, конечно же, хорошо зная, что строки эти — об Авдотье Истоминой, ровеснице, одногодке Пушкина, пережившей его на 11 лет, я имел дерзость не согласиться с Александром Сергеевичем и переадресовал их Кате Максимовой. Думаю, живи он в наши дни и хоть краешком глаза узри это чудо на сцене, он бы со мной согласился и просто поменял фамилии в «театральных» строфах «Евгения Онегина».