Сюжеты · Общество

Зашел не в ту гавань

Чем известен задержанный в Лондоне экс-губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников

Иван Жилин, спецкор

Дмитрий Овсянников. Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Полиция Великобритании задержала в Лондоне бывшего губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. По информации The Times, его обвиняют в нарушении режима санкций и отмывании денег.

Британские правоохранительные органы указывают, что бывший российский чиновник получил переводы на сумму 65 000 фунтов стерлингов ($82 500) на счет в одном из банков группы HBOS. Судя по всему, счет был зарегистрирован на третье лицо, поскольку сам Овсянников находится под британскими санкциями. В ходе обысков у бывшего губернатора Севастополя изъяли еще 77 500 фунтов ($98 500) наличными.

Предварительное заседание по делу Овсянникова в лондонском суде назначено на 20 февраля. При этом какое именно наказание ему грозит — не уточняется.

Ситуация с задержанием в Европе российского чиновника, работавшего на Крымском полуострове, удивительна сама по себе: большинство стран-членов ООН считают Крым территорией Украины, а из-за этого работающие на полуострове чиновники российских ведомств попадают под санкции. То есть

Овсянников, возглавлявший Севастополь с 2016 по 2019 год, в Европе попросту не должен был оказаться. Однако в январе 2023 года он стал первым российским чиновником (пусть к тому моменту и бывшим), которому удалось добиться снятия с себя санкций Европейского союза.

Еще в 2020 году, уже не работая в органах власти, он подал иск в Европейский суд, в котором указал, что больше не занимает должности, за работу на которых попал под ограничения. А еще сообщил, что санкции мешают ему вести бизнес в Европе, в том числе — открыть компанию на Кипре. И суд эти пояснения устроили. Санкции ЕС были сняты, однако Овсянников по неизвестным пока причинам решил обустраиваться в Великобритании, которая своих санкций в отношении него не отменяла.

В истории с задержанием бывшего губернатора Севастополя в Лондоне пока много белых пятен. А вот о его работе в России известно достаточно. И она тоже изобилует скандалами.

Во-первых, окончательно с госслужбы Дмитрий Овсянников вылетел после скандала в аэропорту Ижевска, где он — на тот момент уже не губернатор Севастополя, а замминистра промышленности и торговли РФ — устроил дебош, сначала решив попасть в здание без досмотра, затем обматерив сотрудников службы безопасности, а после — попытавшись уйти от догонявшей его полиции.

Случай в Ижевске, впрочем, только лишь неэтичен и тянет на мелкое хулиганство. А вот во время работы на посту губернатора Овсянников попадал в крупные коррупционные истории.

Дмитрий Овсянников во время пресс-конференции, посвященной стратегии социально-экономического развития Севастополя. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

В 2019 году в распоряжении «Новой» оказались документы Главного контрольного управления правительства Севастополя, в которых говорилось о финансовых нарушениях, произошедших при Дмитрии Овсянникове. Например, пропаже и частичном нецелевом расходовании средств, выделенных на строительство канализационных очистных сооружений «Южные». Самый дорогостоящий объект Федеральной целевой программы развития Севастополя (на очистные сооружения планировалось выделить 6,8 млрд рублей) так и не был построен. Причина — первые же 1,45 млрд рублей, которые город получил на строительство, исчезли в лопнувшем банке «ОФК». Еще 526 млн, согласно выводам контрольного управления, были потрачены нецелевым образом. Судьбу этих денег начал выяснять Следственный комитет, но до возбуждения уголовного дела не дошло.

Другой пример: севастопольский городской автозаправочный комплекс (12 заправок, два административных здания и нефтебаза) в январе 2019 года был продан (по оценке главного контрольного управления, по заниженной цене) фирме «Севастопольнефтепродукт», учредителя которой — Гульнару Демочкину — называли близким человеком Овсянникова. Демочкина одновременно с Овсянниковым окончила Удмуртский госуниверситет, а затем ее карьера развивалась в тех же регионах, что и у экс-губернатора: когда Дмитрий Овсянников был федеральным инспектором по Удмуртии, она возглавляла «Удмуртнефтепродукт»; когда он стал директором по финансам Пермского моторного завода, она возглавила отдел в «Лукойл-Пермнефтепродукт», а когда он перешел на работу в Севастополь — открыла компанию там.

Автозаправочный комплекс обошелся Демочкиной в 100 миллионов рублей. Сумма действительно небольшая, но в правительстве Севастополя это объясняли тем, что комплекс убыточный. Начальник Главного контрольного управления Сергей Елизаров, впрочем, с этим согласен не был.

«Мой опыт говорит о том, что автозаправочный комплекс априори не может быть убыточным. В 2009 году я консультировал одну из автозаправочных компаний и знаю, что прибыль в этой отрасли составляет как минимум 4 рубля с 1 литра бензина. В сутки АЗС может реализовать порядка 30 тонн топлива. Получается, что каждая станция могла приносить Севастополю 3,6 млн рублей в месяц. Со всего ГУПа, таким образом, можно было бы получать около 400 млн рублей в год», — объяснял Елизаров «Новой газете».

Наконец, Главное контрольное управление в 2019 году довело до администрации президента информацию о том, что

тысячи объектов севастопольского морского порта оказались оценены правительством города в 1 копейку или 1 рубль.

Это, по информации контролирующего органа, могло говорить о подготовке порта к банкротству с последующей продажей его «своим людям».

После доклада Главного контрольного управления Овсянников и был отправлен в отставку с должности губернатора. Тем не менее никакого наказания в России он не понес. Политологи объясняли это близкими связями Овсянникова с руководством «Ростеха» — влиятельнейшей госкорпорации. Так это или нет — неизвестно. Да теперь и едва ли важно: лондонский суд его связи интересовать будут едва ли.