Сюжеты · Политика

На ринге будут те же

Трамп и Байден победили на праймериз в Нью-Гэмпшире, и, судя по всему, их ждет матч-реванш на президентских выборах

Александр Панов, собкор «Новой», Вашингтон

Победив на первичных выборах в штате Нью-Гэмпшир, Дональд Трамп сделал уверенный шаг к получению номинации кандидата в президенты на предстоящем в середине июля съезде (конференции) Республиканской партии США. Если верить историческому опыту, республиканский кандидат, победивший в двух первых штатах — Айове и Нью-Гэмпшире, должен победить и на съезде.

Дональд Трамп. Фото: AP / TASS

Об этом напомнил своим сторонникам Трамп: «Мы не собираемся стать первыми, кто проиграет». До Трампа только действующие президенты-республиканцы побеждали в первых двух первичных выборах.

Когда Трамп с рекордным перевесом в 30 процентных пунктов победил на кокусах в Айове, от борьбы за Белый дом отказались его соперники — губернатор Флориды Рон Десантис, бизнесмен Вивек Рамасвами и другие, в том числе — сенатор из Южной Каролины Тим Скотт. Бывшие соискатели не только сошли с дистанции, но и заявили о поддержке Трампу. Особенно значимым оказался переход к Трампу сторонников Десантиса, который занял в Айове 2-е место. Его штаб потратил на агитацию свыше 100 млн долларов. Десантис решил, что продолжать бессмысленно. Кроме того, за возвращение Трампа в Белый дом выступили 122 республиканца в палате представителей и 26 сенаторов от Республиканской партии.

52-летняя Никки Хейли — бывший представитель США в ООН — осталась единственной соперницей на пути к номинации. Любопытно, что в 2012 году кандидатуру Тима Скотта на освободившееся место в сенате от Южной Каролины выдвинула именно Хейли, тогдашний губернатор штата. Благодаря ей Скотт стал политической фигурой на федеральном уровне. И сейчас он «отблагодарил по-полной», поддержав не Хейли, а Трампа. «Ты, должно быть, действительно ее ненавидишь», — пошутил Трамп, стоя на одной сцене со Скоттом в день выборов. Сенатор подошел к микрофону и ответил: «Я просто люблю тебя». «Вот почему он великий политик», — сказал собравшимся Трамп, кивая на Скотта.

Кандидат в президенты США от Республиканской партии Никки Хейли. Фото: AP / TASS

После подсчета свыше 90 процентов голосов избирателей Нью-Гэмпшира Трамп набирает свыше 54 процентов голосов, оторвавшись от Хейли на 11 пунктов.

Он получает от этого штата 12 голосов делегатов партийного съезда, его соперница — 9 (судьба последнего мандата на данную минуту неизвестна).

Большинство обозревателей полагает, что у Хейли остаются лишь призрачные шансы. Ей необходимо побеждать на праймериз в своем родном штате Южная Каролина 24 февраля. Она была там губернатором два срока, однако показатели опросов и здесь — за Трампа. В течение нескольких месяцев бывший президент был впереди более чем на 30 пунктов. Если Хейли снова проиграет, будет трудно продолжать борьбу и находить деньги на кампанию.

После Нью-Гэмпшира республиканские политики, функционеры, рядовые активисты предлагают сплотиться вокруг Трампа, несмотря на то, что против него ведется четыре судебных процесса, выдвинуто 91 обвинение в нарушении законов. Для Трампа «сход с дистанции» Никки Хейли позволил бы избежать дорогостоящих расходов на так называемый супер-вторник 5 марта, когда в 15 штатах и одной «заморской территории» одновременно пройдут первичные выборы.

Хейли пока не сдается. Ее избирательный штаб потратил более 71 миллиона долларов, и, согласно официальным данным, 99,9 процента этих средств были направлены в Айову и Нью-Гэмпшир. Как пишет «Нью-Йорк Таймс», в Нью-Гэмпшире она делала все, что только могла: разливала пиво и держала на руках младенцев, носилась по всему штату вместе с губернатором-республиканцем Крисом Сунуну (он — пока единственный из губернаторов, поддержавший Хейли). За Трампа — уже 11 губернаторов-республиканцев. И тем не менее «эта гонка еще далека от завершения», сказала она своим сторонникам, отметив, что номинация Трампа будет означать неизбежную победу на ноябрьских выборах Джо Байдена, что, по ее мнению, означает «президентство Камалы Харрис». Как отметила Хейли: «Самый плохо охраняемый секрет в политике — насколько сильно демократы хотят баллотироваться против Дональда Трампа».

«Они знают, что Трамп — единственный республиканец в стране, которого может победить Джо Байден».

Фото: AP / TASS

После оглашения итогов Хейли успела выступить первой. Пока она говорила, Трамп написал несколько сообщений в соцсетях, назвав речь соперницы «бредовой». Затем, уже на сцене, он красок не жалел, назвав Хэйли «самозванкой», которая выступает с речью, как будто она победила, хотя у нее была «очень плохая ночь» и «она очень сильно побита». Он несколько раз сознательно искажал имя соперницы в социальных сетях (настоящее имя, данное при рождении, — Нимарата Рандхава) и даже потворствовал теориям заговора о том, что ее нельзя избирать, потому что она дочь индийских иммигрантов (хотя Хейли родилась в Америке).

Ну, это уже повтор. Обаму тоже обвиняли в том, что у того поддельный сертификат о рождении. 77-летний Трамп, который старше соперницы на четверть века, в пылу полемики перепутал Хейли с бывшим спикером Пелоси, назвав ее Нэнси. Теперь ему это припоминают и Хейли, и Байден. Хейли, говоря о перспективе «матч-реванша» двух пожилых политиков — Байдена и Трампа, подчеркивает: «Первая партия, которая отправит в отставку своего 80-летнего кандидата, станет партией, которая победит на этих выборах».

Возможно, это и было бы так.

Опросы показывают, что по популярности Хейли опережает Байдена в среднем на 10 процентов. Проблема в том, что опросы — вещь умозрительная. В реальности ни одна партия не хочет отказываться от своих «суперстаров».

Джо Байден тоже одержал победу на праймериз в Нью-Гэмпшире, но чисто символическую. Набрав почти 55 процентов голосов, президент не получил ни одного мандата 23 делегатов штата, которые должны участвовать в конференции Демпартии в Чикаго, 19–21 августа. Типичная, кстати, история, показывающая, насколько запутанной может быть система американских выборов.

Запутанная, но состязательная. Еще в конце 2022 года Байден и Национальный комитет Демократической партии решили изменить календарь выборов, заявив, что демократы должны предоставить первые даты штатам с большим расовым разнообразием. Первые праймериз по плану были отданы Южной Каролине — тому штату, где Байден в 2020 году обрел «второе дыхание», проиграв перед этим на двух голосованиях. Нью-Гэмпшир отодвинули на второе место наряду с Невадой. Но местные демократы, которые гордятся давней традицией «быть первым штатом в стране, где голосуют» (это внесено в законодательство Нью-Гэмпшира), воспротивились и провели первичные выборы в намеченный срок — первыми.

В качестве меры наказания Байден официально отказался участвовать в здешних праймериз, его имя не было внесено в бюллетени, а штат лишился своих делегатов на съезде (во всяком случае, на данный момент). Так каким образом победил Байден? Его имя вписывали сами избиратели (так здесь можно). И действующий президент обогнал более чем на 30 пунктов конгрессмена из Миннесоты Дина Филлипса, который тоже говорит о необходимости «смены поколений». А всего в избирательных бюллетенях демократов значилась 21 фамилия.

Нью-Гэмпшир, который здесь называют «Гранитным штатом», в этом году не поразил неожиданностями, но свою изюминку в выборы внес.

«Теперь ясно, что Дональд Трамп будет кандидатом от Республиканской партии», — сказал Байден в заявлении по итогам праймериз, в котором он поблагодарил избирателей, вписавших его имя. «Мое послание стране заключается в том, что ставки [на этих выборах] просто не могут быть выше. Наша демократия. Наши личные свободы — от права выбора до права голоса. Наша экономика, в которой наблюдается самое сильное восстановление в мире со времен COVID». Байден примет участие в первичных выборах в следующем месяце в Южной Каролине, Неваде и Мичигане.

В Неваде тоже произошла путаница, в результате которой там с разницей в два дня состоятся и кокусы, и праймериз, причем делегатов на съезд с правом голоса будут определять по итогам кокусов. В штабе Никки Хейли заявили, что условия проведения выборов изменены в пользу Трампа. В результате она не будет агитировать в этом штате, и бывший президент уже объявил во вторник: «Невада наша!» Рейтинг Трампа в этом штате, по его словам, составляет 95 процентов.

А как же суды над Трампом? — спросит внимательный читатель.

  • Во-первых, они не запрещают участвовать в выборах (ждем решения Верховного суда, 8 февраля он собирается рассматривать апелляцию Трампа на решение штата Колорадо не допускать его до праймериз). 
  • Во-вторых, судебные процессы бывший (или будущий?) президент, можно сказать, «взял за основу» своей предвыборной кампании. Ровно половину его выступлений на митингах занимают обвинения Байдена, а также минюста и силовых ведомств в том, что ему, Трампу, устроена «невиданная охота на ведьм» с целью снятия с выборов.

Трамп тоже называет президента Байдена «абсолютной угрозой демократии». В недавнем выступлении на канале Fox News с Шоном Хэннити бывший президент США заявил: «Он [Байден] очень опасен по нескольким причинам. Во-первых, он крайне некомпетентен. [Второе] люди, которые его окружают, очень плохие люди… Они молоды, они умны, они коммунисты, они марксисты, они фашисты, и они управляют этой страной».

Президент США Джо Байден. Фото: AP / TASS

Половину времени он жалуется, что стал жертвой политического преследования, а другую половину посвящает популистским (и популярным среди его «ядерного электората») идеям:

  • переместить войска с зарубежных баз на охрану мексиканской границы;
  • провести глобальную депортацию нелегалов и лишить их детей, родившихся в США, американского паспорта;
  • снова запретить въезд в Америку представителям отдельных «неблагонадежных» стран (мусульманских);
  • отменить «обамакэр» — закон об обязательном медицинском страховании;
  • сократить чиновничий госаппарат;
  • снизить налоги (но одновременно сократить госдолг);
  • максимально затруднить аборты;
  • вооружить учителей в школах, чтобы предотвратить «шутинги»;
  • за 24 часа разобраться с «проблемой России и Украины»;
  • пересмотреть отношения с НАТО;
  • «остановить и наказать» китайский бизнес, действующий в отношении США «нечестно и агрессивно»;
  • выйти снова из программы климатического сотрудничества.

Список долгий. Отмечу, что эксперты полагают, что столь радикальные обещания ждет, как и 8 лет назад, волна сопротивления (от судебных исков до саботажа госаппарата) — «глубинное государство» не даст потрясти страну до основания. Это не даст сделать заложенная в основу государства система «сдержек и противовесов», принцип разделения власти.