Сюжеты · Политика

Мэры бегут на фронт

Бывший глава Владивостока, осужденный за взятки, уехал на СВО. Он не первый приморский политик, бежавший так от правосудия

Валерия Федоренко, собкор «Новой»

Осужденный на 12 лет колонии строгого режима за взятки в особо крупных размерах бывший мэр Владивостока Олег Гуменюк ушел на СВО. 57-летний чиновник и спортсмен, который перенаправлял контракты строительным фирмам своего знакомого, своему авторемонтному предприятию и ритуальным компаниям за мзду, подписал контракт с Министерством обороны и проходит подготовку на полигоне. «Новая» напоминает, чем прославился очередной загремевший за решетку мэр Владивостока.

Бывший мэр Владивостока Олег Гуменюк. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Олег Гуменюк всю жизнь занимался авто- и мотоспортом. Начинал как инструктор в ДОСААФ (за это его и прозвали Физруком), работал в бизнес-структурах. Потом ушел в городское управление по спорту.

Большую часть своей карьеры государственника он провел в поле непубличном. Задолго до своего неожиданного назначения мэром Владивостока держался возле нынешнего губернатора Приморья Олега Кожемяко. При губернаторстве последнего еще в Приамурье Гуменюк работал начальником управления по физической культуре и спорту, потом — министром спорта и заместителем председателя правительства Амурской области.

Вернувшись во Владивосток, Гуменюк занял тихую должность — начальника хозяйственного управления администрации края. За дела в том числе на этой работе он впоследствии окажется на скамье подсудимых.

Губернатор Кожемяко, привыкший делать ставку на проверенные и преданные кадры, сразу после своих выборов в конце декабря 2018 года «завел» Гуменюка в администрацию краевого центра на должность первого заместителя мэра. Вместо Виталия Веркеенко, который еще в октябре написал прощальную записку об отставке со словами «честь имею» и вернулся в бизнес (сейчас он ведет дела в Японии и запомнился в том числе как единственный за много лет мэр Владивостока, которого не осудили и не посадили).

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Фото: Максим Блинов / POOL / ТАСС

В марте 2019 года Олег Гуменюк возглавил город и, принося присягу, даже не сказал спасибо депутатам краевой Думы, которые его выбрали. Зато всячески расшаркивался перед губернатором.

Собственно, Гуменюку удалось продержаться на своей должности больше двух лет именно благодаря покровительству Кожемяко. И ладно что

горожан откровенно раздражал косноязычный и нелепый мэр. В соцсетях даже самые лояльные общественники и журналисты осмеивали черные гранитные «кладбищенские» лавки на центральной площади Владивостока, 135,5 млн на концертное оборудование, ненужное городу, или замену новых бордюров на новые же бордюры.

Подобные странные решения принимались буквально каждый месяц. Особенную ярость жителей вызывал непрекращающийся ремонт дорог и как следствие — мертвые пробки. А чего стоит ликвидация последствий «ледяного дождя» — кучи бурелома валялись по городу больше полугода, остатки вывозил уже нынешний градоначальник.

Но мнение простых жителей и даже условных «элит» с активистами особо не интересовало губернатора. Более того — он неоднократно отстаивал своего человека ни много ни мало перед полпредом в ДВФО Юрием Трутневым, который не раз резко и публично критиковал Гуменюка и, по слухам, в более приватных беседах требовал избавиться от токсичного элемента в команде.

Перед выборами в заксобрание края (тех самых, где все округа, расположенные на территории Владивостока, «забрали» кандидаты от КПРФ, что также считается «результатом» работы мэра) и Госдуму слабое звено решили слить. В мае Гуменюк вежливо попрощался, и уже через пару месяцев в его Instagram появилась «пацанская цитата»: «А ведь за спиной были те, за кого ты стоял грудью» — и грустная картинка с человеком, чья спина утыкана ногами и ножницами. Стало ясно: сдали свои же, скоро сядет.

Задержали Гуменюка 4 октября 2021 года — за взятки в особо крупном размере и махинации на госконтрактах.

Вообще, СМИ давно писали, что в должности директора краевого ХОЗУ Олег Владимирович времени даром не терял и с 2016 года перенаправлял контракты на ремонт и обслуживание автомобилей администрации региона в «семейное» предприятие «Босфор», которым руководил его родной брат Сергей Гуменюк. Без конкуренции госконтракты на ремонт машин (некоторые, по невероятному совпадению, с одинаковыми повреждениями) уходили в ИП, оформленные на сотрудников сервиса. Ремонты осуществлялись при этом по совершенно не рыночным ценам. Об этом знали примерно все — из данных на госзакупках. Но сам Гуменюк называл информацию коммерческим заказом, его патрон Кожемяко отмалчивался, а СК и ФСБ предпочитали закрывать глаза.

В деле Гуменюка, собственно, два эпизода.

  • По данным следствия он, работая в ХОЗУ, получил 6,9 млн рублей взяток, а также «услуги имущественного характера» (в частности, погашение долга сына Гуменюка) от Сергея Сиротина, директора фирм «Вавилон» и «Владстрой». За то, что ограничивал конкуренцию и помогал «другу» победить в онлайн-аукционах. Сиротин в итоге его и сдал (сам получил 4 года колонии строгого режима и штраф в 62,5 млн рублей, просил об УДО — безрезультатно).
  • Второй эпизод в деле Гуменюка — основной. По обвинению, предъявленному Следственным комитетом в июне 2022-го, бывший мэр в период управления городом брал взятки в особо крупном размере. Всего более 38 миллионов за покровительство муниципальному ритуальному предприятию «Некрополь». Брал взятки, по версии следствия, от директора Игоря Бабынина через того же Сиротина.

В итоге Ленинский районный суд Владивостока признал Олега Гуменюка виновным в получении взяток на сумму около 38 миллионов рублей. Приговор оказался жестким — 16,5 лет колонии строгого режима и штраф 150 миллионов рублей. Апелляция смягчила срок до 12 лет.

Слухи о том, что экс-мэр уезжает на СВО, появились еще в конце ноября. Однако тогда их опровергли и представители ГУФСИН, и адвокат Александр Китаев. Сейчас адвокат уже подтверждает, что Олег Гуменюк проходит подготовку на одном из приморских полигонов. Напомним, что 

добровольцы из колоний подписывают контракт на полгода. После этого получают президентское помилование.

Олег Гуменюк на СВО. Фото: соцсети

Из официальной биографии Олега Гуменюка известно, что он служил в ВМФ, но не три, а два года (видимо, в береговых частях) — с 1985-го по 1987-й. Сам он рассказывал, что еще в 9-м классе хотел стать военным моряком, но пошел в Дальрыбвтуз — университет, где готовили кадры для рыболовецкой промышленности страны. В конце первого курса студента призвали на службу. По словам чиновника, армия переломила его взгляды на жизнь, он знает, что такое настоящая дедовщина. «Действительно, судьба проверяет тебя на прочность. Или тебя сломают, или ты докажешь, что ты личность. Видите, кем я стал?» — сказал однажды Гуменюк на встрече с журналистами.

Гуменюк — не первый приморский мэр, бежавший в зону СВО от правосудия. Глава города Большой Камень (не бывший, он до сих пор значится градоначальником) Рустям Абушаев внезапно оказался «за ленточкой», когда его после публичного конфликта с прокуратурой обвинили в крупном мошенничестве с земельными участками, заочно арестовали и объявили в федеральный розыск. Кстати, где находится Абушаев, было более или менее понятно — он особо и не скрывался, а потом уже начал постить фотографии из зоны боевых действий. Абушаев получил осколочное ранение, уже восстановился, внес полученные за ранение три миллиона «в кассу отряда». А перед Новым годом губернатор Олег Кожемяко вручил ему орден.

А вообще кампания по набору заключенных в ряды добровольцев в Приморье, как и по всей стране, идет полным ходом. В случае с экономическими преступлениями, как у Гуменюка, люди воспринимают происходящее более или менее спокойно. Настоящее их возмущение вызывает, когда на волю через полгода службы выходят жестокие убийцы, насильники, каннибалы. Так, «Новая» недавно писала, как на СВО в конце октября отправился Георгий Повилайко, зверский убивший и изнасиловавший мать двоих детей.

3 марта Олегу Гуменюку исполнится 57 лет, но в целом он всегда выглядел бодро и шел в ногу со спортом — даже будучи мэром, участвовал и занимал призовые места в соревнованиях по мотокроссу. После отставки сконцентрировался на любимом деле. Разве что уже сидя в ИК-27 в поселке Волчанец (там, кроме него, находятся еще несколько приморских политиков) пожаловался на повышенный уровень сахара в крови.

Приморье