Репортажи · Общество

«Дом подпрыгнул и встал на место. Но, видимо, не совсем точно»

Репортаж из Воронежского села, пострадавшего от взрыва российской авиабомбы

Фото: Алексей Ключев

Около девяти утра 2 января 2024 года в небольшом — проживает порядка 550 человек — селе Петропавловка Острогожского района Воронежской области прогремел взрыв. Воронка от него видна в 10–15 метрах от домов на улице Победы — центральной в селе. Рядом администрация, школа, военный памятник и — ряд колхозных домов, построенных еще во времена СССР. Именно они, сложенные из бетонных плит, приняли на себя всю силу взрыва и тем самым по большому счету спасли все село от разрушений.

От Петропавловки до границы с Украиной — не более 200 километров… Изначально поступившая информация гласила о том, что по селу нанесли ракетный удар ВСУ. Хотя никаких военных целей в Петропавловке точно нет. И только спустя пару часов Минобороны РФ выступило с официальный заявлением: 

«Около 9.00 по московскому времени над населенным пунктом Петропавловка в Воронежской области произошел нештатный сход авиационного боеприпаса. Пострадавших нет. В результате происшествия получили повреждение шесть частных строений. Проводится расследование обстоятельств случившегося».

Это — не первый подобный случай. 20 апреля 2023 года в центре Белгорода также произошел нештатный сход боеприпаса с российского Су-34, в результате чего было ранено несколько человек, повреждены автомобили, а окрестные дома получили серьезные повреждения.

Воронежский же губернатор Александр Гусев через два часа после случившегося распорядился «восстановить в кратчайшие сроки все объекты инфраструктуры» и добавил, что повреждено все же семь домов. Что было не так…

Масштабы случившегося в Петропавловке становятся очевидны за несколько километров до въезда в нее — прямо напротив, на правом берегу Дона, расположено большое село Коротояк. Так вот, в момент взрыва в некоторых домах по улицам Свободы, Октябрьской, Володарского и другим, расположенным близко к понтону через Дон, содрогнулись стены и зазвенели стекла — а ведь отсюда до места взрыва напрямую не менее двух километров.

Взрывов, подобных этому, отцы и деды сегодняшних петропавловцев не слышали еще со времен Острогожско-Россошанской операции в январе 1943 года. Тогда советские войска из села Петропавловка обстреливали немцев, засевших в Коротояке. Из 800 с лишним домов в Коротояке не осталось ни одного.

После же взрыва 2 января 2024-го в самой Петропавловке было повреждено не менее 25–30 домов, 7–8 из которых ремонту и восстановлению не подлежат.

— Я слышал, что сразу после падения боеприпаса самолет преодолел сверхзвуковой барьер — это было слышно. Одна ракета упала у нас в центре села, а вторая улетела в сторону леса, — рассказал корреспонденту «Новой» один из петропавловцев.

Его взрыв застал на улице метрах в 150 от той самой воронки. Взрывной волной парня подбросило и мягко опустило на траву выгона перед домами — 2 января снега в селе практически уже не было.

В день самого взрыва в Петропавловку слетелись силовики и чиновники, а на следующий было относительно тихо — потому в морозном воздухе были отчетливо слышны ругательства хозяев ближних к месту взрыва домов. За секунды они потеряли практически все, и теперь выносили уцелевший скарб из домов и увозили его к родне.

Фото: Алексей Ключев

Пенсионер Николай жил в своем доме с конца 80-х, теперь здание, спасшее своими бетонными плитами его самого и семью, будет полностью снесено: 

— Часть домов, ближайших к месту взрыва, были построены в 80-е годы здешним колхозом, они из бетонных плит — бункеры, а не дома. Именно наш ряд и принял удар на себя, не дав взрывной волне снести дома на параллельной Донской улице. Там они все из шлакоблоков да из кирпича. Дунь — улетят, а тут такой взрыв! Но наш точно пойдет под снос, плиты деформировались, геометрия дома нарушилась — ремонтировать дороже выйдет, чем ставить новый. В момент взрыва дом подпрыгнул на полметра и снова встал на место. Но, видимо, не совсем точно, потому и пошла деформация плит…

Возле другого такого же дома из бетонных плит — буквально раздавленная «Шкода-Октавия». Ее хозяин с семьей приехал к родне отмечать новогодние праздники. Комната, где спал он сам со старшей дочкой, — буквально в десяти метрах от воронки, супруга с младшей дочкой спала в соседней комнате, их присыпало обломками стены перекрытия. Малышка с сотрясением мозга сейчас в больнице вместе с матерью.

Несколько человек из наиболее серьезно пострадавших домов сейчас временно находятся в пансионате для инвалидов и престарелых в соседнем Коротояке, кто-то — у родственников, несколько человек с травмами — в больнице.

Но что, например, делать другому жителю села, Владимиру, дом которого, кстати, построен из кирпича и шлакоблоков? Несмотря на то что до места взрыва от него метров 120, строение для жилья теперь непригодно — стены повело, крышу — тоже. А во дворе хозяина — скотина и птица, и перевозить особо-то не к кому.

— Дом придется ломать, это однозначно, потом — ставить новый, — рассуждает Владимир.

— А зиму зимовать где?

— Конечно, можно в нем на свой страх и риск, если крыша на голову не съедет или стены внутрь не завалятся. Так и придется жить до теплых дней…

На параллельной улице — Донской — бригады строителей заделывают пленкой окна, закрывают крыши домов после того, как с них улетели листы шифера, латают дыры в заборах из металлопрофиля. Даже специалисты районного зелентреста привлечены для помощи строителям.

Электро- и газоснабжение в селе были восстановлены еще вечером 2 января.

Фото: Алексей Ключев

На утро 4 января комиссии, которые должны подсчитывать ущерб от случившегося, по селу еще не проходили, никто людям никаких актов на руки не выдавал. Зато вчера, 3 января, в Петроправловке высадился десант чиновников областного правительства, в составе которого губернатор Александр Гусев замечен не был, что не помешало ему к вечеру того же дня написать в своем телеграм-канале: 

«На месте чрезвычайного происшествия сегодня работали мои заместители и руководители профильных министерств правительства региона. Прошло совещание со всеми службами, занятыми в устранении последствий. Компенсируем пострадавшие автомобили (пока известно о пяти легковушках и тракторе) и отстроим разрушенные хозпостройки. В тех домах, где повреждения частичные или минимальные, будут работать аварийно-восстановительные бригады. Будем ориентировать строителей, чтобы ремонт делали капитально».

4 января в Петропавловке был введен режим ЧС, о чем сообщила пресс-служба областного правительства в среду, 3 января. Это было сделано для того, чтобы можно было оперативно направить средства из бюджета области на решение проблем жителей.