Подозрение в «повторной дискредитации» ВС РФ (ст. 280.3 УК РФ — до 5 лет лишения свободы) предъявлено главе одной из малочисленных юрисдикций «альтернативного» православия в России — 86-летнему архиепископу Славянскому и Южно-Российскому Виктору (Пивоварову). Как рассказали «Новой» прихожане Покровско-Тихоновского храма г. Славянск-на-Кубани (Краснодарский край), где служит архиепископ, 23 декабря их владыку повезли на допрос в Следственный комитет, взяли с него подписку о невыезде и предупредили о передаче дела в суд. Его рассмотрение, как предположили следователи, должно пройти «оперативно», еще до Рождества. Но пока о назначении даты заседания ничего не известно.
«Новая» подробно рассказывала об архиепископе Викторе в октябре, когда на территории храма и в примыкающем к нему церковном доме прошли обыски. Тогда у архиепископа Виктора и Южно-Российской епархии, которую он возглавляет, изъяли компьютеры, телефоны, документы и деньги. В лучших традициях обыск сопровождался «силовыми приемами» и актами устрашения: клирика, дежурившего в храме, повалили на пол, приставили к нему автомат, церковные предметы, в том числе святыни в алтаре, разбросали по полу.
Иерарха и его помощника, иеромонаха Иону (Сигиду), возили на допрос, во время которого угрожали уголовным делом. Поводом послужила статья иеромонаха Ионы «Культ войны», размещенная на церковном сайте.
Тогда репрессивная машина ограничилась административным арестом, которому был подвергнут автор статьи; старца-архиепископа отпустили «с предупреждением».
Вскоре после освобождения из-под ареста о. Иона уехал из Славянска-на-Кубани, а архиепископ Виктор «вызвал огонь на себя», опубликовав в своем блоге свое разъяснение по поводу своего отношения к войнам и в духе традиционной православной экзегезы (которая изложена и в «военном» разделе Основ социальной концепции РПЦ) связал войны с греховной поврежденностью человеческой природы.
Пожилой иерарх — давний и сознательный оппонент «безбожной власти» — сначала советской, теперь российской. Он был воспитан в катакомбной традиции (это направление православия в России, которое не приняло советской власти и ушло в подполье), затем учился в Московских духовных школах, откуда был изгнан за критику агентурной работы иерархов РПЦ в КГБ. Священный сан принял уже в Русской зарубежной церкви в 1990-е гг. — в тот короткий исторический период, когда эта церковь могла относительно свободно создавать свои общины на постсоветском пространстве.
Покровско-Тихоновский храм, в котором Виктор служит сейчас, он построил сам, на частном участке. РПЦ не раз заявляла о своих намерениях доказать незаконность «альтернативной» общины и забрать храм себе, но архиепископ пользуется огромным уважением в городе, и храм пока не отбирают.
Впервые полиция и сотрудники ФСБ пришли туда с политическими претензиями в 2014 г., когда Виктор осудил присоединение Крыма. В апреле нынешнего года иерарх был оштрафован на 40 тысяч по административной статье (ст. 20.3.3 КоАП РФ) — тоже за «дискредитацию». На него донесла некая женщина, впервые пришедшая в Покровско-Тихоновский храм и услышавшая его проповедь.
Как рассказал журналистам владыка Виктор, у него нет своего адвоката, а адвокат по назначению, который присутствовал на допросе 23 декабря, «все время молчал» и, похоже, не слишком сочувствует взглядам иерарха.
«Я прямо и в открытую на следствии заявляю о беззаконии нынешней власти. Эта власть — преемница устроивших в 1917 году переворот большевиков», —
заявил архиепископ, выразив полную готовность «пойти на любые страдания за истину».
Власть большевиков он ненавидел с детства — в память о матери, над которой «издевались во время сталинских репрессий». В отличие от абсолютного большинства священнослужителей как официальной, так и «альтернативных» православных церквей в России, архиепископ Виктор ничего не боится, напротив: создается впечатление, что он стремится увенчать свою многострадальную жизнь мученическим венцом. «Мне скоро на тот свет — надо дать ориентир людям», — говорит он.