Репортажи · Общество

Низовой пожар

Уголовное дело против мэра Кургана — это история про страшные последствия распада хозяйственных и управленческих цепочек «на местах»

Тушение пожаров в Курганской области. Фото: Екатерина Сычкова/ URA.RU / TASS

Сообщение о задержании мэра города Кургана Елены Ситниковой 26 декабря всполошило, казалось бы, уже совершенно расслабленную предновогоднюю повестку. Ситниковой вменяется халатность, повлекшая смерть двух и более лиц. Курганский горсуд, однако, отказал следствию в аресте градоначальницы, ограничившись обязательством о явке и запретом определенных действий. Между тем о том, что в Кургане работает следственная группа из Москвы, стало известно еще в мае уходящего года, а стало быть, возбуждение уголовного дела в отношении главы города нельзя считать предновогодним сюрпризом. Масштабные пожары мая 2023 года стали событием с огромным резонансом. Так что вопрос не менее резонансной «уголовки» был лишь делом времени…

Что случилось

Чудовищные пожары обрушились на Курганскую область в канун Дня Победы, 7–8 мая. Тогда в регионе установилась аномально жаркая и ветреная погода, очаги возгорания появились сразу в нескольких точках по всей Курганской области и постепенно подобрались к пригородам столицы. Самый страшный удар приняли на себя поселки Логоушка, Камчиха и Смолино, расположенные на окраине Кургана, на правом берегу реки Тобол. В поселке Смолино даже погибли люди.

Этот поселок огонь сожрал в считаные часы. По словам местных жителей, в самом начале пожар можно было погасить, но никто его не тушил. Да даже людей из населенного пункта, расположенного всего в 2,5 км от центра города, никто не спешил эвакуировать. Все, что сделали местные власти, — запустили машину с громкоговорителем, из которого предложили жителям покинуть пожароопасный регион. Увы, но призыв услышали далеко не все. В тот день поселке задохнулись или заживо сгорели 11 человек.

Погибших могло быть и больше, если бы не самоотверженные действия безымянного (т.е. до сих пор не установленного) водителя маршрутки, который на свой страх и риск вывозил людей из охваченной огнем деревни.

Побороть огненную стихию удалось лишь на вторые сутки — после введения режима ЧС, привлечения пожарной авиации, а также экстренного визита в регион главы МЧС Александра Куренкова. Едва отмывшись от сажи, жители пригородных курганских поселков столкнулись с новой бедой: многим из них в прямом смысле пришлось начинать жизнь с нуля.

Схема?

Делегация из мэрии города Кургана прибыла в поселок Смолино лишь 12 мая. На еще тлеющем пепелище кортеж главы города обступили испачканные сажей, усталые, невыспавшиеся люди, многим из которых просто некуда было идти. В ходе встречи Елена Ситникова посулила этим людям компенсацию за сгоревшее имущество, а также сообщила, что администрация уже начала переговоры с компанией-застройщиком по поводу восстановления поселка. Погорельцам было обещано, что на их земельных участках будут отстроены дома по типовым проектам, и это немного успокоило пострадавших.

Елена Ситникова. Фото: oblast45.ru

Однако не прошло и месяца, как позиция властей поменялась. Прибывший в поселок заместитель губернатора по экономической политике Владимир Архипов сообщил, что строительство жилых домов на прежнем месте теперь невозможно, так как поселок (а точнее, пепелище) находится в затопляемой зоне. В связи с чем его жителям было предложено переехать в расположенный в 20 км от Кургана поселок Колесниково, или же в Зайково, находящееся примерно в таком же отдалении, — там власти были готовы поставить им «типовые домокомплекты». Для людей, всю жизнь проживших в своих домах в пяти минутах езды от центра областной столицы, это предложение прозвучало как оскорбление.

По городу поползли слухи о том, что пожар неслучаен, а все произошедшее — не что иное, как многоходовка администрации, имеющая своей целью освободить ближайший пригород Кургана под новый элитный поселок.

Подозрения усугублялись тем обстоятельством, что, несмотря на статус затопляемой территории, в сгоревший поселок стремительно провели высокоскоростной интернет, там установили фонарные столбы и построили новую дорогу.

Штуку, которую вполне могла провернуть курганская администрация, разъяснял еще осенью депутат Курганской гордумы от партии «Коммунисты России» юрист Яков Сидоров: «Статус затопляемой зоны не только вводит запрет на строительство, но также снижает стоимость земли. Участки на такой территории действительно могут быть выкуплены для нужд администрации по цене гораздо ниже рыночной. При этом данный статус не конечен и может быть пересмотрен по итогам соответствующей экспертизы».

Фото: Екатерина Сычкова/ URA.RU / TASS

Жизнь в гараже

Помимо Смолино, в результате пожаров пострадали или были уничтожены десятки поселков по всей Курганской области. Одним из таких крупных населенных пунктов стало старое татарское село Юлдус в 15 км от второго по величине города Курганской области — Шадринска. На сегодняшний день состояние села Юлдус разительно отличается от того, что можно увидеть в том же Смолино. В восстановлении этого села самое непосредственное участие принял Татарстан: спустя буквально пару дней в Курганскую область прибыли первый заместитель главы республики Василь Шайхарзиев и заместитель всемирного конгресса татар Марс Тукаев. Высокие чины приехали в Юлдус не с пустыми руками: власти республики отправили в Курганскую область десятки фур с гуманитарной помощью и домокомплектами для погорельцев.

«Восстановление села стало показателем единства народа, когда в сложное время люди в едином порыве пришли на помощь», — заявил глава Республики Татарстан Рустам Минниханов в конце ноября 2023 года.

В то же время жители Смолино, не пожелавшие уезжать в отдаленные районы, в надежде добиться справедливости в суде были вынуждены строить времянки, обустраивать для зимовки свои чудом уцелевшие сараи и гаражи. Немногие счастливчики из тех, кому позволяли средства, смогли купить вахтовки, чтобы перезимовать хотя бы в этих контейнерах. Ведь даже обещанные властями компенсации за сгоревшее имущество дошли не до всех. Препоной стала бюрократия: жилищные сертификаты выделялись не по факту утраты человеком жилья, а исходя из наличия регистрации. Куда, например, деваться пожилой матери, которая жила в своем домике, чтобы не мешать дочкиной семье в городской однушке, никто не пояснил.

Такие пострадавшие, как эта бабушка, оказались за бортом. И их было немало — администрация города заботливо предложила таким старикам добровольно сдаться в дом престарелых.

Впрочем, и те, кто все же сумел получить компенсацию за утраченное жилье, оказались не сильно в большем выигрыше. Как рассказали сразу несколько человек, сумма компенсации за сгоревший дом во многих случаях не позволяет купить даже комнату в общежитии, из-за чего спустя 9 месяцев после пожара семьи вынуждены ютиться у родственников или жить на съемных квартирах. Ипотека для жителей Смолино — это несбыточная фантазия.

Тушение пожаров в Курганской области. Фото: Екатерина Сычкова/ URA.RU / TASS

Скупой платит жизнью

Страшных жертв и тяжких последствий можно было бы избежать, если бы городские власти своевременно приняли необходимые меры. И именно бездействие, а не цинизм в отношении погорельцев, вероятно, и станет сейчас основой обвинения Ситниковой. Пожары давно стали привычной картиной для курганских пригородов. Географически город Курган, расположенный в низине, окружен множеством болот. Весной обширные пространства сухого камыша превращают пригороды в настоящую пороховую бочку. Единственной профилактикой пожаров может быть лишь выкос сухостоя и опашка. Однако никто этого не делает.

По информации из городской администрации, после задержания Елены Ситниковой курганским чиновникам и депутатам якобы рекомендовано воздержаться от комментариев. Но на условиях анонимности некоторые собеседники все же согласились приоткрыть завесу.

Сразу несколько должностных лиц уверены, что произошедшей трагедии можно было бы избежать, если бы в 2020 году администрация города согласилась приобрести специализированное оборудование.

цитата

— Еще в 2020 году, когда летние температуры установились выше климатической нормы, ответственные за пожарную безопасность настаивали на приобретении мульчеров (специализированная техника для перепашки сухостоя.Н. Т.). И тогда, и сейчас для этих целей у нас есть только два старых трактора, которые должны были выкашивать траву. Но дело в том, что для болотистой местности эта техника не приспособлена, на наиболее опасные участки она просто не может пройти. И это давняя проблема, о ней все знают. Но в приобретении мульчеров нам было отказано в связи с экономией бюджета. Хотя их цена начиналась от 1 миллиона рублей. Для городского бюджета, даже нищего курганского, это ничто, — сообщил один из источников в администрации.

Но помимо того, что мэрия воздержалась от закупки новой техники, даже имеющиеся в распоряжении ресурсы находились в состоянии, далеком от надлежащего.

цитата

— В 2017 году, еще при мэре Сергее Руденко, Курганводоканалу не были переданы пожарные гидранты, формально принадлежащие городу. Из-за чего каждый года городу приходилось перезаключать контракты на их обслуживание. Это получалось делать не всегда, а часть гидрантов и вовсе выходила из строя. При Ситниковой эта практика продолжилась, — рассказал другой собеседник.

Еще одним немаловажным фактором, пусть и косвенным, в сложившейся ситуации стала проведенная в 2021 году окружная реформа. Вот слова одного из курганских общественников:

цитата

— В 2020–2021 годах у нас прошла реформа местного самоуправления, в результате чего многие сельсоветы были упразднены и объединены в округа. С уходом сельских администраций из поселков исчезли и ответственные за пожарную безопасность. Если бы на месте оставались компетентные люди, они бы проводили выкос и опашку. Но тех, кто этим занимался, сократили, стало быть, и спрашивать не с кого. И такое распоряжение (о сокращении.Н. Т.) принимала не Ситникова, а люди выше. В области решили сэкономить и рубанули сплеча…

Тем не менее, по мнению нашего источника, растущую пожарную опасность в мэрии понимали. И даже принимали меры. Правда, весьма своеобразные:

цитата

— То, что пожар будет, я не могу сказать, что знали, но уж точно предчувствовали… Еще до пожаров ответственные работники начали избегать позиций, с которых легче всего оказаться назначенным козлом отпущения. Осенью весной 22–23-го годов из Курганского ГОиЧС уволились сразу два руководителя, насчет должностей и обязанностей там до сих пор черт ногу сломит, нет даже понимания, кто за что отвечает. И Елена Вячеславовна отказывалась ставить подписи на документах без указания ответственных лиц. Это же не первый пожар, и скорее всего, было понимание, чем все может кончиться.

Вместе с тем, как сообщают наши источники, мэр города Кургана Елена Ситникова — не единственная фигурантка уголовного дела. И в самое ближайшее время возможны задержания других должностных лиц.