Комментарий · Культура

Фейерверки днем

На «Ленфильме» прошел питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют»

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

Александр Сокуров на питчинге второй лаборатории «Ленфильм-дебют». Фото: lenfilm-debut.ru

Задача Лаборатории — дать молодым режиссерам и сценаристам путевку в индустрию. Под присмотром опытных кураторов доработать сценарии их дебютного фильма, узнать, как устроен кинорынок. Ее придумали и организовали продюсер Наталья Дрозд и Федор Щербаков.

Мастер-классы, лекции читали Марина Разбежкина, Ситора Алиева, Всеволод Коршунов, Алексей Герман, Максим Пежемский, Алексей Попогребский, Ольга Хлебникова, Олег Сироткин, Юлия Мишкинене.

В прошлом году здесь защищали тоже десять проектов, и семь из них нашли своих продюсеров. А один проект уже поддержан Минкультом и запущен в производство. 

Задача нынешней защиты также соединить начинающих киноавторов, проекты которых были поддержаны и выращены в лаборатории, и продюсеров.

Рассказываем о новых проектах лаборатории, которой в нынешнем году руководит Александра Васнецова.

Из общих итогов: в основном начинающие авторы предпочитают жанровое мейнстримное кино с необычной темой и неожиданным сюжетным поворотом.

«Морской конек»
  • Роман Баранов (куратор Максим Пежемский)

О том, как молодой человек Марик из города суровых мужчин «Челябинск у моря» встретил Русалку, попытался спасти, да и влюбился. А после — понятное дело — тайной интимной близости Марика настигает «русалочья болезнь». То есть сам Марек в какой-то степени становится человеком-амфибией. Трагикомедия с анимацией 2D с отсылками к богатой мифологии разнообразных морских дев. 

Изначально был задуман блокбастер, на который вряд ли бы нашлись средства. И дебютант с помощью опытных консультантов придумал, как минимизировать историю без содержательных потерь, как снимать и, что немаловажно, — нашел хвост. Почти настоящий.

До этого Роман снял несколько короткометражных фильмов, в том числе одну сказку.

Питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют». Фото: lenfilm-debut.ru

«Прятки в темноте»
  • Анна Бакурадзе (куратор Николай Хомерики)

Кино опирается на интерес к квестам, которые уже превратились в субкультуру со своими законами. Майя — студентка, подрабатывает актрисой квеста. Работает с актерами, которые учатся пугать, нагнетать тайну и страх для посетителей. Когда пропадает один из актеров, она начинает его искать. И узнает, что ее товарища избил гость, который почувствовал свою силу. В темноте.

Аня Бакурадзе в 2022 году сняла короткометражный фильм «Маша», участвовала в съемках веб-сериала «Друзья».

Питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют». Фото: lenfilm-debut.ru

«Ерофеев день»
  • Артем Тумаков (куратор Андрей Прошкин)

17 октября — Ерофеев день, осень к зиме клонится. В этот день Лесной дух принимает облик человека и приходит в отдалённую русскую деревню, чтобы выбрать себе невесту — да и пожить по-человечески. С людьми. Покоя хотел Леший, но столкнулся с такими страстями — нечистая сила отдыхает. И станет перед Лешим очень трудный выбор. Совершенно человеческий.

По стилистике близко кино Юрия Арабова.

Питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют». Фото: lenfilm-debut.ru

«Один день с моей дочерью»
  • Федор Бабенко (куратор Любовь Борисова)

Ирина, хозяйка дорогого сочинского отеля, приезжает осенью, чтобы провести пару дней с дочерью. Приехав, узнает, что накануне ее дочь, студентка, утопилась в черном море. И теперь ее подруга — единственный ключ к исчезнувшей. Мать пытается воссоздать последний день дочери вплоть до самых страшных минут.

Кино о травме людей, близкие которых совершили суицид.

Федор Бабенко снял короткий метр «Собака», документальные фильмы «Русская культура: История подмены» (2023), «Блокадная книга рецептов» (2022), «Люди из хлеба» (2021).

Питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют». Фото: lenfilm-debut.ru

«Нас спасли инопланетяне»
  • Виктория Слепцова (куратор Дмитрий Дьяченко)

История про обман, который оборачивается реальностью.

В маленькую якутскую деревушку приезжает молодой уфолог Эдик. Деревня прославилась таинственными кругами на полях неизвестного происхождения. Эдик увлеченно выясняет их происхождение. И обнаруживает, что это не следы инопланетян, а дело рук самих жителей. В общем, дело житейское. Теперь решать Эдику: разоблачать сельчан или превращать сказку в быль.

Виктория снимала короткометражные фильмы: «08_12_2018_РомаНастя.mp4» и фильм «Отчуждение».

Питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют». Фото: lenfilm-debut.ru

«И течет река»
  • Кристина Сидорова (куратор Наталья Кудряшова)

История инспирирована анонимным постом в интернете. О домашнем насилии. Речь идет о насильнике брате. Молодая женщина приезжает на похороны мамы, встречается со старшим братом и его благополучной семьей. И снова переживает давнюю травму.

Автора волнует вопрос: «Как жить с этой травмой во взрослом возрасте?». Как вытащить себя из этого внутреннего ада?

Кристина работала режиссером-стажером на съемках «Тесноты» Кантемира Балагова, бригадиром массовки на его же «Дылде».

Питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют». Фото: lenfilm-debut.ru

«Ваня»
  • Клавдия Коршунова (куратор Бакур Бакурадзе)

Ване 12, он с мамой живет в деревне и мечтает о встрече с отцом, которого он никогда не видел. Мама как-то сказала, что тот работает в московском отделении Сбербанка. Значит, надо починить мотоцикл на местном сервисе и рвануть в столицу. Но отец Вани оказывается вовсе не в Москве, не в чистеньком офисе. А совсем рядом. И Ваня вовсе не таким себе его представлял.

Клавдия говорит, что мечтает снять честную историю про конец детства, про поиск своего места в самом беззащитном хрустальном возрасте.

Клавдия Коршунова — известная актриса с большой фильмографией. Снималась в картинах Николая Хомерики, Александра Миндадзе, Юрия Быкова, Андрея Прошкина.

Я видела ее короткометражный фильм «Прости меня, Аня» с Юрой Борисовым в главной роли. Небольшое, но выразительное трагикомическое эссе по полицейского, который очень хотел помириться с женой. Борисов дал согласие сниматься и в новой картине.

Питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют». Фото: lenfilm-debut.ru

«Фейерверки днем»
  • Нина Волова (куратор Анна Пармас)

Три сестры продают вишневый сад… китайцу. Вместе с домом. Потому что их отец задолжал много денег. Так начинается война близких за дом… не без жертв.

Кино про то, что дом — не стены. Но, может быть, чтобы ощутить это, надо испытать потерю дома?

Среди работ Нины Воловой: док «Идеальное поведение», короткометражный «Открой, это мама».

Питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют». Фото: lenfilm-debut.ru

«Дефицит»
  • Анастасия Питель (куратор Александр Велединсий)

Копродукция с «Саха-фильм».

Якутия, 1970-е. Киномеханика по прозвищу Дефицит за спекуляцию киноплакатами ссылают в отдаленное село Заполярья. Практически на край света, где никакой культурной жизни. Не то что цирка, но и кино нет. И тогда Дефицит начинает доставать для односельчан, прежде всего для мальчишек, — фильмы. Ради этого он готов разбойничать: останавливать проходящие киноперевозки. Будут смотреть кино-романтику 70-х: «Человека-амфибия» с красавцем Кореневым и «Высоту» Говорухина с песнями Высоцкого, которые переводят на якутский язык.

О первой встрече с кино.

Питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют». Фото: lenfilm-debut.ru

«Тот еще свет»
  • Илья Шудегов (куратор Алексей Попогребский)

Команда документалистов отправляется на тот свет с целью снять репортаж. «Тот свет» вовсе не похож на великие ужасы и красоты, описанные Данте. Они попадают в какую-то нелепую контору. И знакомятся с Семеном — перевозчиком душ, влюбленным в обычную живую женщину Наташу. Ради того, чтобы быть с ней вместе, он даже готов… ее убить.

Про страх смерти и непредсказуемости будущего. И про любовь к жизни.

Продюсеры внимательно слушали дебютантов, расспрашивали, примеривались к проектам. И кажется, сразу несколько из них всерьез заинтересовались новыми историями и идеями.

После защиты дебютанты встречались один на один с продюсерами. В итоге все остались с контактами продюсеров, заинтересовавшихся проектами.

Очные встречи дебютантов с продюсерами. Фото: lenfilm-debut.ru

По традиции один гипотетический фильм выберет и будет развивать «Ленфильм». Кроме того, киностудия своих «лабораторных дебютантов» не бросает, в случае необходимости — предоставляет производственную базу и постпродакшн.

Продюсеры уехали с подробным каталогом в мобильной и печатной версиях.

Возможно, через год-два узнаем о выходе новых дебютных картин со знакомым названием.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.