Региональный минкульт путается в «показаниях», как мелкий воришка, который на допросе косится на своего адвоката: может, знак какой подаст, подмигнет по-особому, чтоб понять, в какую сторону гнуть. Но до сих пор никто так и не смог озвучить официальную причину увольнения руководителя, основателя и бессменного худрука воронежского Камерного театра — 66-летнего Михаила Бычкова — аккурат в год 30-летия созданного им коллектива. Он поставил здесь более 50 спектаклей, семь раз Камерный становился лауреатом «Золотой маски», да мало ли у него других наград! За годы своего существования он прославил Воронеж не на всю страну — на целый мир.
…Вот скажешь «Ла Скала» — и даже не театрал поймет: речь идет о Милане. Произнесешь: «Большой» — ясно, Москва. Примерно то же, но в масштабах поменьше, для воронежца означало всего одно слово — «Камерный».
Об освобождении Михаила Бычкова от должности худрука руководителя Камерного театра региональный минкульт официально сообщил 21 ноября. Но, как водится, о причинах — ни гугу. Тайна! Хотя скорее секрет Полишинеля.
Бычков никогда не был «удобным». В феврале 2018 года в центре Воронежа он вышел на одиночный пикет в поддержку театрального продюсера Алексея Малобродского, который вместе с другими фигурантами «дела Седьмой студии» обвинялся якобы в хищении 133 млн рублей бюджетных средств. А в начале СВО Михаил Бычков оказался в числе тех деятелей культуры, которые призывали «остановить вооруженные действия и сесть за стол переговоров».
С вероятностью в 90% эта причина и стала определяющей, и поговорка, что «обещанного три года ждут», в этом случае почти сработала даже с опережением: в случае с Бычковым прошел год и восемь месяцев.
На один процент вряд ли потянет вторая причина, которую озвучивают комментаторы: дескать, со стороны руководства Камерного не просматривалось попыток поддержать участников СВО и их семьи, например — льготными билетами на спектакли. Ветеранам бы положенные финансовые льготы у государства вырвать, а не билеты в театр…
В качестве оставшихся 9% рискнем назвать еще одну причину: именно в бытность главой региона Алексея Гордеева (2009–2017) и без того успешный Камерный вышел на другой уровень. В 2010-м Бычков стал руководителем Платоновского фестиваля (куда в лучшие годы приезжало до 30 театральных коллективов и артистов со всего мира!), инициатором фестиваля ландшафтного искусства «Город-сад» и детского театрального фестиваля «Маршак».
На площадках Платоновского фестиваля в разные годы выступали Михаил Плетнев, Юрий Башмет, шли спектакли Льва Додина, Резо Габриадзе, Римаса Туминаса, Сергея Женовача. На литературных площадках были замечены Дмитрий Быков*, Евгений Гришковец, Сергей Гандлевский. Да мало ли еще знаменитостей в эти годы побывали в гостях у Михаила Бычкова и Алексея Гордеева в Воронеже! Достаточно сказать, что билеты на отдельные площадки Платоновского фестиваля разлетались за два-три месяца до его начала.
И если во времена СССР Воронеж ассоциировался с двигателями для ракетоносителей «Союз» или с президентскими лайнерами Ил-96, собиравшимися на ВАСО, то после 2010-го, когда эти производства стали агонизировать, главным узнаваемым брендом города-миллионника стал именно Платоновский фестиваль.
Сегодня память о губернаторстве Алексея Гордеева в регионе старательно вымарывается, СМИ стараются не упоминать о его редких визитах — таково негласное официальное распоряжение местного «белого дома».
Слишком уж разительно отличается гордеевский уровень губернаторства от современного гусевского. А Бычков в глазах областных чиновников всегда оставался человеком Гордеева…
23 ноября 2023 года более 60 актеров Камерного подписали обращение с просьбой вернуть Михаила Бычкова в театр, причем порядок адресатов был следующим: министерство культуры Воронежской области, губернатор региона Александр Гусев, Министерство культуры РФ и администрация президента РФ. «Мы хотим работать с Михаилом Бычковым, создавшим этот уникальный театр», — таков лейтмотив обращения, а внизу просьба, обращенная уже к региональному министру культуры Марии Мазур, — встретиться с труппой театра.
Новый пресс-секретарь губернатора Андрей Цветков на обращение артистов ответил: «Камерный театр — не частная собственность… поэтому требование непременно вернуть Михаила Бычкова нам кажется не совсем корректным». А дальше — мантры о том, что Камерный обязательно будет сохранен и что зритель обижен не будет…
Один их самых ярких артистов Камерного, ныне москвич, заслуженный артист РФ Камиль Тукаев, так отреагировал на новость об увольнении своего любимого режиссера:
«То, что произошло, чудовищно, немыслимо и для меня необъяснимо… Михаил Бычков — человек-легенда, человек-история — уволен из театра, им же созданного. Зачем Воронежу эта страница? Зачем Воронежу эта квазислава?»
В перевернутом мире, в котором страна живет уже почти два года, Бычков оказался одним из редких людей, чей негромких голос порой звучал ничуть не тише хора, орущего на разные голоса. Он сумел не замараться о гипертрофированный патриотизм, сохранив внятную человеческую интонацию — достойный финал для любого спектакля режиссера Бычкова.
* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».