I. Тайна имени.
Странное пустое название «Иван Васильевич». То ли дело яркие: «Растратчики» (Катаев), «Самоубийца» (Эрдман), «Оптимистическая трагедия»…
Мы-то сейчас знаем, что «Иван Васильевич» — о забавных приключениях царя. Знаем, ибо кино смотрели и даже некоторые смешные словечки запомнили: вот что крест животворящий делает!
Но в 1934-м, когда Булгаков писал, и в 1935-м, когда Сатира репетировала, и до мая 1936-го, когда и спектакль, и пьеса были моментально запрещены после генеральной репетиции, — публика ничего не знала, и заурядное имя-отчество на афише никого соблазнить на покупку билетов не могло.
Зато имя автора очень даже могло. Никого из драматургов так не поносили газеты, как Булгакова. И тяжкий опыт с названиями у него был. «Белую гвардию» принудили переименовать в бесцветные безмятежные «Дни Турбиных»; «Кабалу святош» не разрешали ставить, пока не назвал пьесу «Мольер»…
Цензура в сочинениях Булгакова всегда подозревала коварство, крамолу, антисоветчину. В драгоценном (для историка) дневнике жены Булгакова читаем: