Сюжеты · Культура

Скройся, песня!

Что происходит с цензурой на крупнейшем российском стриминговом сервисе — «Яндекс Музыка»

Алексей Душутин, «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

«Яндекс Музыка» — это сервис для поиска и прослушивания музыки и подкастов с рекомендациями для каждого пользователя», — говорится в справочном материале сайта. «После оплаты подписки Музыкой можно пользоваться по всему миру», — обещается дальше. Какое простодушное напутствие! Это всего лишь формальность, образное выражение, — могут возразить сотрудники прогрессивной, но ставшей заложником государства компании. Пожмем плечами и от преамбулы перейдем к сути.

Сегодня на этом сервисе хранится более 60 миллионов композиций и 90 тысяч подкастов. Количество активных пользователей в месяц — около 15 млн, из них 3 млн — платные подписчики. К слову, у Spotify (шведский стриминговый сервис) число ежемесячных посещений переваливает сейчас за полмиллиарда.

На фоне февральских событий 2022 года часть иностранных правообладателей прекратили сотрудничество с «Яндекс Музыкой» — и в итоге слушатели лишились доступа к зарубежным новинкам, а сам сервис понес рекордные убытки. Но «нет пределов совершенству».

Количество удаленного контента по требованию госорганов*

*включая музыкальные треки, клипы, эпизоды подкастов и обложки. Данные «Яндекс Музыки»

Только-только получив санкционный удар, в «Яндексе» начали чистки и среди отечественных музыкантов и подкастеров. Так называемый чувствительный контент требует особого контроля, вплоть до удаления, — решили сотрудники IT-компании. Помогли им с таким непростым решением госорганы (см. график).

Как мы видим, скачок на 99.9 (9)% произошел во втором квартале 2022 года после принятия всевозможных законов, ущемляющих свободу слова.

Для справки. «Яндекс Музыка» обязана выполнить требование надзорного ведомства по удалению контента в течение 24 часов. В противном случае сервис могут заблокировать целиком — и доступ к нему потеряют десятки миллионов человек.

Если музыкальный трек исчезнет по распоряжению государственных органов, при попытке найти его пользователи ничего не обнаружат. Решение, конечно, можно оспорить, но нервы дороже, да и конкурирующих стриминговых платформ хватает. Так что, как говорят, никто никого в заложниках не держит.

До этого лета проверки в компании вели вручную. Но прогресс не стоит на месте: с июня 2023 года для поиска и модерации «чувствительного контента» специалисты «Яндекса» начали обучать искусственный интеллект. Все размещенное на платформе проверяется в два этапа: сначала при помощи технологий машинного обучения, а потом — специалистами.

Таким образом «Яндекс Музыка» определяет контент «для взрослых» и маркирует его соответствующим значком. 

Помните таинственные надписи на дисках или кассетах Parental Advisory Explicit Content? Увидев их, хотелось получить данный альбом еще больше.

Также материалы могут пометить специальным возрастным маркером, исключить из рекомендаций или совсем убрать с платформы. При этом конкретных критериев контента, который якобы вызывает дискомфорт у слушателя, «Яндекс» не приводит. Согласно отчету «Яндекс Музыка», больше 17 тысяч треков получили возрастное ограничение 18+.

Сервис работает с треками по методике, которую разработал экспертный совет при Высшей школе экономики под руководством профессора Максима Кронгауза (когда-то этот лингвист разбирался с русским рэпом). По его словам, применяемые сейчас методы помогают отличить агрессию как составляющую жанра от реальных призывов к агрессии и целенаправленной попытки задеть слушателя. Такой подход, уверены в «Яндекс Музыке», «позволит сохранить баланс между интересами артистов и безопасностью пользователей».

В отчете прямо называется причина удаления контента (треков, подкастов, обложек, клипов) — требования со стороны РКН. С начала года из-за претензий со стороны ведомства принесено в жертву уже 4,5 тысячи единиц, или 0,0057% от всего каталога.

Невольно вспоминается мем периода частичной мобилизации осенью 2022 года: «всего лишь 1%».

Отчитываться подобным образом «Яндекс Музыка» планирует теперь каждые полгода. А между отчетами будет музыка — та, которая останется…

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Подтекст

Цензуре прежде всего подвергаются подкасты — особенно связанные с новостной, политической тематикой и ЛГБТ-сообществом. С музыкальными произведениями пока много проще, хотя, может быть, до них просто еще не дошли руки.

Вот несколько примеров того, что на «Яндекс Музыке» уже не услышать.

  • «Жить не по лжи». Честные разговоры о происходящих событиях. В этом подкасте редакция екатеринбургского издания It's My City реагировала на актуальные новости, которые влияют на нашу жизнь.
  • «Что это было?» Подкаст от Русской службы «Би-би-си»*.
  • «Что случилось», «Текст недели», «Дедлайн» и «Сигнал». Подкасты «Медузы»** о современной политической и новостной повестке.
  • «Радужный». Подкаст о жизни ЛГБТ+ людей из регионов России.
  • «Что нового?». Новостной подкаст «Новой газеты Европа»** о главных событиях в России и мире.
  • «Привет, ты иноагент». Подкаст журналисток Сони Гройсман* и Оли Чураковой* для всех и про всех, кто тоже ощущает себя немного иноагентом, неважно — в России или за ее пределами.
  • «Колезев* и Микитась». Еженедельный подкаст о новостях, которые нас удивили, ужаснули, порадовали, в общем — зацепили.

Обновлено

Только что стало известно, что «Яндекс.Музыка» удалила аудиокнигу Дмитрия Глуховского* «Пост». «Ясно, из-за чего — пока мы движемся по сюжету "Поста", как по нотам», — написал сам Глуховский. Также «Пост» пропал из ассортимента книжного магазина «Литрес».

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».

** Объявлены властями РФ «нежелательными организациями».