Сюжеты · Политика

Охота на «лазейки»

Санкции для тех, кто находит способы их обходить

Александр Панов, собкор «Новой», Вашингтон

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Соединенные Штаты ввели новый раунд санкций против России. Санкции приняты в отношении более чем 200 физических и юридических лиц и более чем 90 юридических и физических лиц, которые уклоняются от санкций и «соучаствуют в расширении возможностей России». Помимо российских компаний и лиц, Вашингтон ввел санкции против 130 фирм и предпринимателей из Турции, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов и других стран (в том числе, обладателей паспортов Ирландии, Латвии и Кипра).

С одной стороны — Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов (OFAC) США ввело ограничения против поставщиков и грузоотправителей, помогающих поставкам военного оборудования и продукции двойного назначения, которая может быть использована в военных целях. Министр финансов Джанет Йеллен заявила, что Россия «зависит от готовности физических и юридических лиц из третьих стран пополнять запасы ее вооруженных сил» и «мы без колебаний привлечем их к ответственности». И далее: «Сегодняшние действия демонстрируют нашу дальнейшую решимость продолжать разрушать каждое звено российской военной цепочки поставок и нацеливаться на внешних игроков, которые будут стремиться поддержать военные усилия России».

С другой стороны — Госдепартамент ввел дипломатические санкции против российской энергетики и ее металлургического и горнодобывающего сектора. По словам госсекретаря Энтони Блинкена, новые санкции нацелены на будущие энергетические возможности России, что ограничит способность Москвы направлять доходы на «деструктивные цели».

Конкретные цели новых санкций:

  • «Арктик-2 СПГ», масштабный проект в Сибири, призванный поставлять на мировые рынки охлажденный (сжиженный) природный газ; крупнейший российский производитель СПГ «Новатэк» заявил в сентябре, что «Арктик-2» начнет поставки в начале следующего года;
  • ЗАО ZALA Aero и A Level Aerosystems CST, производящие дроны-смертники KUB-BLA и Lancet, используемые в Украине; под санкции попали производители и продавцы дронов, владелец компаний — Александр Захаров, его жена, дочь и сыновья, а также другие компании, которыми они владеют;
  • 7 банков, среди которых пять входят в число 50 крупнейших российских финансовых организаций: «Почта Банк», «Абсолют Банк», «Русский стандарт», ХКФ банк и Всероссийский банк развития регионов (ВБРР), принадлежащий «Роснефти», а также «Бланк» и «Русский региональный банк»;
  • ООО «Газпромнефть Каталитические Системы», производящее химические реагенты для глубокой переработки российской нефти;
  • Строительные компании, российские чиновники и металлургическая и горнодобывающая компания, реализующая проект по разработке крупнейшего в мире месторождения титановых руд, расположенного в России;
  • Холдинг АФК «Система», основанный миллиардером Владимиром Евтушенковым; в список также включены три дочерние компании: East West United Bank SA, базирующийся в Люксембурге, сингапурская компания Sistema Asia PTE LTD и российская «Система Смарттех». Как отмечает американский минфин, блокировке подлежат все организации, 50 и более процентов активов которых прямо или косвенно принадлежат АФК «Система», даже если они не идентифицированы OFAC. Как исключение, разрешаются операции, связанные с сельскохозяйственной продукцией, лекарствами, медицинским оборудованием, запасными частями и компонентами или обновлениями программного обеспечения, пандемией коронавирусного заболевания или клиническими испытаниями;
  • В санкционный список попали: Cалман Закриев, первый заместитель главы парламента Чеченской Республики, зять Рамзана Кадырова и его сын Якуб Закриев, племянник главы Чечни, возглавивший российский бизнес «крупной европейской компании» после национализации в июле 2023 года (Danone);
  • 6 заместителей министров: промышленности — Виктор Евтухов и Алексей Беспрозванных, энергетики — Анастасия Бондаренко, минцифры — Олег Качанов и Дмитрий Огуряев, МЧС — Алексей Серко;
  • Отдельным указом Министерство финансов наложило санкции на Екатерину Жданову — за ее роль в отмывании и перемещении средств с использованием виртуальной валюты «от имени российской элиты». 

Жданова перевела сотни миллионов долларов неназванных в документах российских клиентов (их имена известны американским властям) и помогала с получением налогового резидентства Объединенных Арабских Эмиратов, удостоверением личности и открытием банковского счета.

Якуб Закриев, племянник главы Чечни, возглавил бизнес Danone после национализации. Фото: Елена Афонина / ТАСС

Это далеко не все, полный список компаний и лиц, попавших под новые санкции, составляет десятки страниц.

Среди иностранцев, внесенных в «черные списки», — фирмы из Турции и ОАЭ, отправлявшие в Россию «приоритетные товары», авиационные детали и оборудование. Базирующаяся в Эмиратах компания ARX Financial Engineering Ltd. попала под санкции за то, что участвовала в переводе российских рублей из попавшего под санкции российского банка ВТБ и конвертации их в доллары США. Объектом санкций стал гражданин Турции Берк Туркен и его фирмы, которые, как утверждает Вашингтон, связаны с российской разведкой. Министерство финансов заявило, что сеть Туркена организовала платежи и доставку товаров в обход санкций из Турции в Россию.

Три китайские компании — две из них (Beijing Jiahehengde Technology Company Ltd. и Beijing Shangyixianda Technology Company Ltd.), по заявлению минфина США, осуществили сотни поставок электрооптического оборудования, камер и других предметов, а еще одна (China Taly Aviation Technologies Corp.) поставляла российским фирмам компоненты радаров. Министерство иностранных дел Китая заявило, что действия США являются «экономическим принуждением и односторонним запугиванием». «Соединенные Штаты должны немедленно исправить свою неправильную практику, прекратить сдерживать и подавлять китайские фирмы», — заявил представитель МИД КНР на очередном брифинге в пятницу.

«Это продолжение политики нанесения нам, как они это называют, стратегического поражения, — заявила российскому государственному телевидению пресс-секретарь МИД России Мария Захарова, отвечая на вопрос о новых санкциях. — Им придется ждать напрасно вечно, прежде чем это произойдет».

Отмечу, что в США политики предпочитают не комментировать новый раунд санкций, помимо тех, кому, как говорится, это необходимо делать «по должности» — то есть Блинкену и Йеллен. Нынешние санкции направлены в первую очередь против третьих стран, нарушающих уже существующий порядок ограничений в отношении РФ.


В Вашингтоне крупно ошибались, произнося громкие слова о «российской экономике, разорванной в клочья» (президент-демократ Обама) или о «санкциях из ада» (сенатор-республиканец Грэм). Теперь предпочитают действовать, а не навешивать новые ярлыки.

«Конечная цель санкций — не наказать, а вызвать позитивные изменения в поведении». Таким заявлением минфин и госдеп США заканчивают каждый новый пресс-релиз, объявляя о новых раундах санкций против Кремля. Насколько политика изменилась в «лучшую сторону» (а значит, насколько эффективны санкции) — вопрос очень спорный. За годы существования американских санкций очень ли изменилось поведение властей Кубы, Ирана, Венесуэлы?

Обычные россияне, проживающие за рубежом, потеряли возможность пользоваться российскими картами, на которые им выплачивали пенсии и зарплату российские работодатели, если они работают «на удаленке». А для государства и бизнеса «около государства» нашлись и новые партнеры, и масса посредников, готовых «за процент» обходить санкции. Нынешние санкции Вашингтона — именно про это.

Попавший под санкции Александр Захаров на фоне беспилотника «Ланцет». Фото: соцсети

После всех принятых мер — от отключения SWIFT до ареста яхт, от ограничения цены на российскую нефть до передачи активов олигархов Украине — Международный валютный фонд полагает, что экономика России может вырасти на 0,7% в этом году. Это связано с тем, что 

Россия экспортирует 8,3 миллиона баррелей нефти в день — это, по данным Международного энергетического агентства, самый высокий уровень с апреля 2020 года. Крупнейшими импортерами являются Индия и Китай.

В ответ Россия запретила экспорт более 200 товаров с Запада, в том числе телекоммуникационного, медицинского, автомобильного, сельскохозяйственного и электрооборудования, а также лесоматериалов. Контрсанкции блокируют выплаты процентов иностранным держателям государственных облигаций и запрещают российским фирмам платить зарубежным акционерам. А вместо закрывшихся западных брендов (чье имущество часто национализировали, а управление передавали «родным человечкам», типа племянника Рамзана Кадырова) на их месте открыли свои аналоги. И точка! И кто от этого пострадал в первую очередь?

Вашингтон