«Уберечь детей от пропаганды, с которой они сталкиваются в стенах образовательных учреждений, невозможно, да и не надо. Я думаю, что пропаганда эта чертова сама себя изживет. Ведь она же лжива и порочна, а школярам свойственно воспринимать в штыки казенщину, ложь и все, что им впаривают без души. А это как раз тот случай.
Власти явно перебарщивают со всей этой псевдопатриотической чепухой. Уверен, она скоро набьет такую оскомину в школе всем, что придумавшие ее еще пожалеют об этом. Я лично знаю трех деток (не считая своих, разумеется) из шестых классов, которые мне говорили примерно так: «Нам нельзя учиться на «отлично», иначе заставят по понедельникам выносить флаг на линейке, а я не хочу». Показательно, правда?
Вас беспокоит (и вы не хотите спровоцировать) попадание ребенка в конфликтную с окружающими ситуацию из-за разницы взглядов? А мне кажется, что вся школьная жизнь — это сплошные конфликты, противоречия, драки и тому подобные выяснения мнений, и это далеко не самый главный повод. Моя третьеклашка, когда была еще в первом классе, через неделю после 1 сентября уже мне рассказывала, кто у них «запутинец», а кто нет. Если ребенок в классе лидер, то можно его никак не предупреждать и не ограничивать, из-за политики он не попадет в неприятности (…). Если же ребенок тихоня и забитый, то надо посоветовать больше слушать и думать, чем высказываться, и не забывать известную истину: не все, что говорят в школе, является правдой. А вообще, мне кажется, что все идет из семьи, школа лишь закаляет, делает ребенка более грубым, стойким. Бывают, конечно, случаи, когда деткам достается, и если они и в семье не находят поддержки, то это может привести к очень тяжелым последствиям, но это уже другая тема. Короче говоря, я всю эту ситуацию описал бы двумя фразами: