Сюжеты · Политика

«Дуракам лучше не мешать — они сами доведут все до бесславного конца»

Политзэк Дмитрий Скурихин из СИЗО: о школе, своих детях, «разговорах о важном» и поздравлении зеков с годовщиной пугачевского восстания

Предприниматель и политзэк Дмитрий Скурихин в ответ на недавнюю публикацию в «Новой» своего интервью прислал из СИЗО-5 Ленинградской области в редакцию еще одно письмо, где поделился своими взглядами на пропаганду в российских школах, «Разговоры о важном» и другие острые вопросы, с которыми сталкиваются сейчас дети в стенах государственных учебных заведений.

48-летний Дмитрий Скурихин — не только предприниматель, осужденный к полутора годам лишения свободы за «повторную публичную дискредитацию армии» (часть 1 статьи 280.3 УК РФ) из-за своих антивоенных пикетов. Он также отец пятерых дочерей, которые всячески его поддерживают в заключении. По этой причине вопросы, связанные с образованием и воспитанием в сложившихся сегодня российских реалиях, его глубоко волнуют.

Дмитрий Скурихин. Фото: Андрей Бок / ТАСС

«Уберечь детей от пропаганды, с которой они сталкиваются в стенах образовательных учреждений, невозможно, да и не надо. Я думаю, что пропаганда эта чертова сама себя изживет. Ведь она же лжива и порочна, а школярам свойственно воспринимать в штыки казенщину, ложь и все, что им впаривают без души. А это как раз тот случай.

Власти явно перебарщивают со всей этой псевдопатриотической чепухой. Уверен, она скоро набьет такую оскомину в школе всем, что придумавшие ее еще пожалеют об этом. Я лично знаю трех деток (не считая своих, разумеется) из шестых классов, которые мне говорили примерно так: «Нам нельзя учиться на «отлично», иначе заставят по понедельникам выносить флаг на линейке, а я не хочу». Показательно, правда?

Вас беспокоит (и вы не хотите спровоцировать) попадание ребенка в конфликтную с окружающими ситуацию из-за разницы взглядов? А мне кажется, что вся школьная жизнь — это сплошные конфликты, противоречия, драки и тому подобные выяснения мнений, и это далеко не самый главный повод. Моя третьеклашка, когда была еще в первом классе, через неделю после 1 сентября уже мне рассказывала, кто у них «запутинец», а кто нет. Если ребенок в классе лидер, то можно его никак не предупреждать и не ограничивать, из-за политики он не попадет в неприятности (…). Если же ребенок тихоня и забитый, то надо посоветовать больше слушать и думать, чем высказываться, и не забывать известную истину: не все, что говорят в школе, является правдой. А вообще, мне кажется, что все идет из семьи, школа лишь закаляет, делает ребенка более грубым, стойким. Бывают, конечно, случаи, когда деткам достается, и если они и в семье не находят поддержки, то это может привести к очень тяжелым последствиям, но это уже другая тема. Короче говоря, я всю эту ситуацию описал бы двумя фразами:

если вам очень не нравится дело, которое делает дурак, то ему лучше не мешать — он сам доведет его до бесславного конца.

И, конечно, вспоминается бессмертное выражение из кинофильма «Кавказская пленница»: «Тот, кто нам мешает, тот нам поможет!» Никто, ни одна оппозиционная сила не делает столько для того, чтобы система рухнула, как сам этот самодезинформированный и заблудившийся режим. (…) А после смены режима много всякой чепухи уйдет из нашей жизни, в том числе и эта нынешняя псевдопатриотическая школьная чушь. Еще и НВП хотят ввести? В старших двух классов, наверное, да? Если бы это было что-то интересное или полезное, например, правила обращения с оружием или оказание первой медицинской помощи, то это, может быть, было бы и неплохо. Но (…) будет очередная чушь, пустая трата времени.

Мне повезло быть отцом пяти чудесных девчонок (хвала моей любимой жене!). Все они до нынешнего 1 сентября ходили в ту же школу, в которой когда-то учились и мы с женой. Если сосчитать время, когда я отходил в школу и сам, потом со всеми своими детьми, то получится внушительный стаж в 44 года (собственной персоной 10 лет, с первой дочкой — 11 лет, со второй — 11 и так далее). И как школьный старожил и активист, я долгое время (и на момент ареста тоже) был руководителем родительского комитета нашей школы. Эта неофициальная структура дала мне замечательный опыт организации людей, я понял, какая это несокрушимая сила — родители, отстаивающие интересы своих детей! Если эта сила проинформирована, замотивирована, настроена, ставит перед собой четкую цель, имеет в своем составе разнообразных по своим характеристикам членов (лидеров, ведомых, интеллектуалов-придумщиков и пробивал-«бульдозеров»), то она решит любые школьные проблемы. У нашего родительского комитета получалось решать серьезные вопросы.

Дмитрий Скурихин с дочерьми. Фото из семейного архива

Я чувствую вовлеченность в тему школьного образования, всецело в ней. Ничто мне не кажется столь важным для развития нашего общества, как именно это! Сопоставим с этим разве что вопрос экологии, чтобы нам вообще было где жить. Сидя в СИЗО, я в очередной раз убеждаюсь в справедливости высказывания Отто фон Бисмарка: «Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы». Точно так, будет тратиться на тюрьмах! И слово «тратиться» надо понимать в самом широком смысле. Это и материальные траты, и слабенькое развитие, и уровень насилия и доверия в обществе. Высказывание не в бровь, а в глаз. У меня даже лозунг 2х2,2 м был такой на магазине. 

Когда я вижу, как здешние обитатели пишут, общаются, разгадывают кроссворды, мне хочется написать какую-то юмореску. Но тут, конечно, Жене Беркович и ее замечательной соавторке и карты в руки. 

Уверен — по результатам их жизни в СИЗО у них у обеих будет шквал идей — порадуют нас всех потом.

Вернусь к теме школы. Когда 18 лет назад мое старшее чадо пошло в первый класс, я нашел интересное зарубежное исследование. Был составлен рейтинг трех уровней образования, и наша начальная школа оказалась на пятом месте (очень хороший результат!). Средняя — то ли на двадцатом, то ли на пятидесятом, а высшая — на сотом. И за эти годы, что я взаимодействую с моей школой, я вижу, как ее уровень ПАДАЕТ! Еще работают учителя, преподававшие мне, и уже есть учителя, обучавшиеся со мной в одном классе. Я объехал не одну школу моего и соседних районов, беседуя с учителями. Почти у всех было два типа настроения и отношения к работе: у «старичков» — апатия, «только бы до пенсии дотянуть», у «молодых» — разочарование: «И за эти копейки мы должны корячиться и учить этих придурков?!» А это приводит к такому факту, что, например, в нашей школе в прошлом сентябре, октябре и ноябре в половине классов не было уроков математики. Совсем. И в это время, бляха-муха (извините за мой французский), наши придурочные власти грузят школу всякой чушью и дурью? Они преступники и предатели! Но я-то их властями не признаю с 12-го года. Они (…) самозванцы… Учителя в нашей школе не было потому, что РОНО и администрация школы не могли найти его на ту зарплату, которую они предлагали! Потом наши кого-то, но его квалификация вызывает вопросы. Но мне до него к тому времени уже, к сожалению, не было дела — меня тогда уже трясла полиция. В результате той тряски я оказался в СИЗО.

К слову, 13 сентября исполнилось ровно 250 лет восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Я на утренней поверке поздравил своих сокамерников с этой датой. 59 полуголых мужиков (нас каждое утро строят с обнаженным торсом и осматривают на наличие синяков) выпало в осадок. Некоторые подходили ко мне и говорили: «Ну ты даешь! Откуда ты помнишь?» и т.п., жали руки. Хотя были и те, кто спрашивал о родстве Емельяна с Аллой. Интересно — на свободе это как-нибудь отмечалось? Как-то в Сети у одного остряка я прочитал хорошую шутку (он, правда, это про декабристов шутил), что, мол, «тогда русский народ начал качать свои права, на сегодняшний день скачано два процента». Я ее здесь повторил — народу шутка понравилась.

Про школу я мог бы еще много написать — эта тема меня очень интересует. И если в рамках общественно-политической деятельности я смогу к чему-то реально приложить силы, то школа — это именно то, чем я хотел бы заниматься».