Сюжеты · Общество

Стоп-drop

Правоохранительные органы Петербурга продолжают радовать новыми методами борьбы с телефонными мошенниками

Максим Леонов, специально для «Новой»

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Мы уже писали о том, что горпрокуратура привлекла к ответственности компанию, представлявшую мошенникам услуги интернет-телефонии. Теперь очередь дропперов — людей, которые в преступлении не участвуют, но предоставляют свои персональные данные для операций по переводу денег, добытых преступным путем.

Как следует из сообщения пресс-службы прокуратуры Петербурга, в июле 2023 года в правоохранительные органы Приморского района обратилась 73-летняя пенсионерка. Она рассказала, что 3 июля ей позвонил молодой человек, представившийся сотрудником правоохранительных органов. Он заявил, что вот именно в этот момент на бабушку оформляют кредит и нужно срочно помешать преступникам сделать это.

— Мужчина сказал, что мой счет используется в качестве обеспечения по кредиту, — пояснила пенсионерка в прокуратуре. — Чтобы помешать мошенникам, нужно срочно перевести деньги с моего счета на внутренний банковский. В этом случае банк откажет преступникам, так как у них не будет обеспечения.

Молодой человек, как и большинство мошенников, был убедителен. Бабушка ему поверила и перевела 392 тысячи рублей на счет, который назвал ей звонивший. И только через пару дней поняла, что ее обманули.

Следователь «пробил» указанный счет и выяснил, что он принадлежит 22-летнему студенту из Краснодарского края.

— Мы сразу поняли, что это типичный дроппер, — пояснили в прокуратуре. — Обычно они непосредственно в преступлении не участвуют и лично с мошенниками не знакомы. От них требуются лишь личные данные для оформления банковских карт, которые мошенники используют для обналичивания денег, или как промежуточное звено в цепочке переводов.

Дропперы (от английского dropping — капающий, падающий) появились в России более 10 лет назад. К 2020 году необходимость в них отпала, так как мошенники стали переводить деньги на иностранные счета, виртуальные карты или в цифровые кошельки. Но после отключения России от банковской системы SWIFT дропперы снова оказались в тренде.

Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов в интервью РИА Новости в апреле прошлого года заявил, что количество дропперов в России может достигать 500 тысяч человек. Банкир также сообщил, что деятельность дропперов может квалифицироваться как преступление, предусмотренное статьей 174 УК РФ (легализация средств, полученных преступным путем, до 7 лет лишения свободы).

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

— Доказать в суде состав по 174-й статье довольно проблематично, — пояснил источник «Новой» в прокуратуре Петербурга. — Ведь сам дроппер в преступлении не участвует, деньги не обналичивает. Да даже если и получится привлечь дроппера к ответственности, то вряд ли потерпевшие от мошенников вернут свои деньги. Истинных преступников дроппер чаще всего не знает. Как не знает, куда ушли деньги, которые переводились на оформленную на его имя карту или счет.

Совершенно другой коленкор, когда дроппер привлекается к ответственности в правовом поле гражданского судопроизводства. В таких случаях прокурор, действуя в интересах пострадавших, подает в суд иск о неосновательном обогащении. В данном случае и доказывать ничего не надо, нужна только выписка по банковской операции. И чтобы ни заявлял в суде дроппер, суд будет не на его стороне. Счет или карта оформлены на него, факт перевода денег на карту доказан выпиской из банка. А то, что деньги побывали там меньше минуты, не так уж и важно. Не сработают и утверждения о том, что, мол, ничего не знал, а карту потерял. Если карту потерял — заблокируй. Если на нее поступили неизвестные тебе деньги, заяви в банк или прокуратуру. А если не сделал ни того ни другого — значит, незаконно обогатился и, будь любезен, верни деньги. Если же не хочешь возвращать, то этот долг так и будет на тебе висеть. Это значит, ни кредит взять, ни ипотеку, даже моторную лодку не купить, потому что могут конфисковать. Похожий случай произошел в Выборгском районе Петербурга. Там

мошенники убедили 75-летнего пенсионера перевести 2 млн рублей не на один счет, а на несколько. А он записал все номера счетов, с которыми и пришел в прокуратуру.

Владельца одного из счетов, куда пенсионер перевел 500 тысяч рублей, нашли в Омске. Им оказался 19-летний нигде не работающий молодой человек. В Кировский районный суд Омска было направлено исковое заявление петербургской прокуратуры о возврате 500 тысяч рублей, процентов за пользование чужими деньгами и компенсации морального вреда. В общей сложности житель Омска должен вернуть около миллиона.

Для превентивной борьбы с подозрительными операциями по банковским картам некоторые банки используют так называемую антифрод-систему, позволяющую идентифицировать клиента, осуществляющего подозрительные операции по карте. К таким подозрительным Центробанк относит следующие:

  • более 30 операций в день, проведенных физлицами;
  • менее минуты между зачислением средств и их списанием;
  • операции по зачислению безналичных средств между физлицами в объеме более 100 000 рублей в день или 1 млн в месяц;
  • большое число контрагентов — физических лиц (плательщиков и (или) получателей) — например, более 10 в день, более 50 в месяц и т.д.