Комментарий · Культура

Модели, строители, безработные

Как небольшие музеи изменяют мир. В Австрии

Алексей Мокроусов, Специально для «Новой»

Фото: сайт Barockbaumeister Museum

Мода в ГДР, жизнь горничных и художница XVIII века — этой осенью выставки в небольших городках Австрии рассказывают вроде бы о разном, но в то же время об одном — о человеке. Но самое удивительно здесь не это.

Район австрийских Альп на границе Германии и Швейцарии называется Брегенцервальд. Здесь много долин, деревень и горнолыжных подъемников — и музеев. Местные выставки могут удивить российскую провинцию как содержанием, так и качеством. Почему?

«Кафе Сивилла»

Дорнбирн, музей Флаца

Вольфганг Флац — известный австрийский художник-акционист. В музее его имени не только показывают работы самого Флаца, здесь постоянно проходят и временные выставки: недавно, например, свои работы показывал знаменитый фотограф Борис Михайлов. На этот раз выставили фотографию эпохи ГДР из собрания известного немецкого фонда Ф.К. Гундлаха, ее название — «Кафе Сивилла. Мода и повседневность в ГДР» — отсылает и к названию популярного в Восточной Германии журнала мод, и к реально существовавшему кафе в Берлине, на Карл-Маркс-аллее, где встречались редакторы этого самого журнала, его авторы, модели и избранные читатели. Повседневность социалистической Германии выгодно отличалась от повседневности Советского Союза. Это касалось не только бытовой техники или мебели, но и одежды. Всякая ностальгия обаятельна. Выставка о журнале мод и связанном с ним кафе обаятельна ностальгией не экономо-политической, но стилистической, эти линии кроя и эти выражения глаз сегодня уже не встретишь по обе стороны границы. Для журнала работали лучшие женщины-фотографы, их снимки и показывает музей.

Фото: сайт «Кафе Сивилла»

На сцене. Искусство выставлять Ангелику Кауфман.

Шварценберг

Музеи на малой родине художника — всегда игра на грани фола, этнография здесь часто затмевает все остальные смыслы. Но музей Ангелики Кауфман (1741–1807), первой в искусстве нового времени женщины-художницы, достигшей европейского признания у профессионалов и славы у публики, выдержит любую критику. Крестьянский дом в деревушке Шварценберг, перестроенный под полноценный музей, даже два музея — Кауфман и краеведческий, фантастической красоты пейзажи вокруг — и выставки мирового уровня, куда привозят картины и графику из крупнейших коллекций мира. Наследие Кауфман, первой среди женщин принятой в академии в Лондоне и Риме (в этих городах у нее были свои ателье), — разбросаны по континенту, ее картины собирали при многих дворах, в том числе в Петербурге.

Музей в Шварценберге провел уже столько выставок, что настала пора обсудить опыт: как показывали Кауфман за последний век с лишним, как менялась природа интереса к ней. Причем речь не только об опыте самого музея, но и о выставках в других городах и странах, от Лондона до Брегенца, куда однажды даже из ГМИИ привезли портрет княгини Екатерины Петровны Барятинской с семейством кисти художницы.

Среди самых интересных разделов — о попытке осмысления Кауфман во времена нацизма. Одна из ее картин даже висела в рейхсканцелярии, Гитлер и его окружение мыслили художницу как патриотического автора, выражающую столь нужные Третьему рейху ценности. Так в очередной раз прошлое пытались насильно присвоить в идеологических целях — и бедным художникам остается лишь надеяться на здравый смысл потомков.

  • До 5 ноября.

Фото: сайт музея Ангелики Кауфман

Музей барочной архитектуры (Barockbaumeister Museum)

Шоппернау

Это новый музей, он открылся всего пару лет назад, невелик размерами, но насыщен фактами, историями и… разговорами. Здесь много видео, где ученые и жители самого Брегенцевальда рассказывают о барочных мастерах-строителях из деревушки в Ау, которые строили по всей Европе — от французского Эльзаса и Германии до Швейцарии, в том числе церкви знаменитого монастыря в Санкт-Галлене. Планы и книги, фотографии и предметы труда, устные истории и кино, час на осмотр как минимум, еще лучше, конечно же, с экскурсией.

Самое, быть может, интересное — история появления музея. Его организовали сами местные жители, но научный уровень получился высоким, а экспозиция — инновативной. Сегодня музей поддерживают на самых разных уровнях, включая институции Европейского Союза. Это отличный пример того, как частная инициатива не просто развивает культуру, но находит поддержку у бюрократических структур.

Фото: сайт Barockbaumeister Museum

Начищено до блеска! О чистке внутри, снаружи, повсюду.

Лех, музей Хубертуса Хуса

Выставка об уборке, чистоте и порядке — не самая распространенная идея в музейном мире. Она кажется скорее гигиенической или социологической, но, как выяснилось, ее можно раскрыть и средствами искусства. В Брегенцервальде эта выставка поделена между двумя музеями — краеведческим Хубертуса Хуса в Лехе и Женским музеем в Хиттизау (впрочем, это скорее не музей, а выставочный зал со вполне определенной, про-феминистской тематикой). Экспонаты — от реальных средств уборки до современного искусства. Есть здесь и материалы, связанные со службами клининга в окрестных отелях, архивные фотографии стали основой этого раздела. Правда, от наиболее очевидной идеи — сбора материалов о современных «циммермедхен», горничных — кураторы почему-то отказались. Хотя Брегенцервальд, как и вся Европа, наполнена теперь новыми горничными из числа украинских беженок. Их встречаешь буквально повсюду, начиная с автобусов и электричек; они могли бы рассказать много интересного.

  • До 27 октября.

«Повезло? 70 лет «Каплан Бонетти Дорнбирн»

Дорнбирн, Городской музей

В городском музее Дорнбирна показывают выставку о фонде Бонетти. Благодаря его усилиям в городе в 1957 году появился «Дом молодых рабочих» (что-то вроде негосударственной службы помощи бездомным и малоимущим), она работает до сих пор. Множество интервью помогают понять, как функционирует эта служба, созданная священником Капланом Эмилем Бонетти и существующая на пожертвования. Поначалу помогали рабочим-мигрантам из соседних австрийских земель Каринтия и Штайермарк, затем переключились на всех, у кого проблемы с жильем из-за затянувшейся безработицы. В итоге получилась выставка не только о соседстве благосостояния и бедности, но и о стремлении помогать тем, кому хуже, чем тебе.

Хотелось бы посмотреть на аналогичную выставку в России.

Фото: сайт городского музея Дорнбирна

Статистика, бесплатные билеты и гражданское общество

Какое нам дело до этих далеких выставок, спросит иной читатель? И своих проблем хватает, а об этих собственных проблемах сегодня рассказывает далеко не всякая российская выставка. Однако здесь дело даже не столько в искусстве и идеях, сколько в опыте чужой жизни.

Сколько человек живет в этих городах, о чьих выставках сейчас идет речь? В Дорнбирне — 51 200 жителей, в Шварценберге — 1847, в Лехе — 1500.

Музеи эти в основном созданы по инициативе самих жителей, власти финансируют выставки, но никогда не влияют на их содержание, а в Лехе, например, и вовсе сделали вход бесплатным. Если интересно, как строится демократическое общество, надо изучать жизнь «простых людей», а не героев светской хроники, смотреть на свободное время отельеров и социальных работников, инженеров и учителей.

Хобби, жизнь вне работы — это создает гражданское общество: демократия прорастает снизу, голоса всех равны, и у нее нет тех, чьи голоса равнее.

Во многом это напоминает идиллию российских земств, которыми перед революцией в России пытались изменить палочную вертикаль императорской власти. Только в Европе эта идиллия осуществилась вполне успешно, а у нас 1917 год поставил крест на всех начинаниях такого рода.