В Российском государственном социальном университете (РГСУ) тестируют платформу «Мы», формирующую социальный рейтинг россиян! Новость об этом добавила абсурда в повестку заканчивающейся недели. Впрочем, выяснилось, что до глобальных планов «цифровизации» населения эта частная инициатива не дотягивает. Пока это просто тест.
Что такое платформа «Мы»? Это — система социального рейтинга со специально работающим алгоритмом, который по ряду критериев оценивает «полезность» человека для государства, после чего гражданину присваивается соответствующий уровень в рейтинге. Проще говоря — это попытка перетащить в Россию китайский образец контроля за населением.
Вот что писали о проекте в своем докладе первый проректор РГСУ Джомарт Алиев и декан факультета политических и социальных технологий Светлана Бородулина: «Пока готовится к представлению выверенный проект социальной сетки и документируются нюансы и смыслы всей этой уму непостижимой картины для начала проекта ее дигитализации, видится целесообразным запустить опережающими темпами проект социального скоринга, имея в виду создание надежной, понятной, строгой и независимой от прикладных социальных ведомственных практик количественной метрики социальных статусов и уровней граждан посредством процедур социального оценивания. Выходные данные будут выпускаться в виде двухкомпонентного скоринг-кода (СК), где оба компонента будут двухразрядными числами, определяющими социальный статус человека (первый) и его социальный уровень (второй). Например, 47-29. Социальный статус — отражение своего рода «заслуг» человека, а социальный уровень — оцифровка как бы его «перспектив».
Ничего особо не понятно, кроме «заслуг» и «оцифровки перспектив».
Студенты, которые могут попасть под этот локальный эксперимент, мягко говоря, не в восторге. И отсутствие энтузиазма для прохождения тестирования отлично видно в комментариях под постом в официальной группе вуза во «ВКонтакте».
Впрочем, стоит признать, что не все посты принадлежат собственно студентам: после того, как идея получила общественное звучание, появились и комментаторы со стороны.
Вот что пишут:
Сам тест, который предлагается студентам, — в открытом доступе.
Я прошел по ссылке и ответил на вопросы.
Тест начинается с «социального блока»:
- семейное положение,
- есть ли дети,
- имеете ли вы право на социальные льготы,
- затем спрашивают про жилищные условия,
- наличие имущества в собственности,
- знание иностранных языков.
Дальше — интереснее:
- уровень образования,
- наличие просроченных долговых обязательств,
- судимости.
Потом вопросы об аккаунтах в социальных сетях и мессенджерах, интересуются государственными наградами и участием в общественной жизни.
Хронические заболевания, наличие инвалидности, частота занятий спортом — все это тоже интересует авторов идеи «социального рейтинга».
Таким образом, результаты (которые, правда, не отображаются в конце) складываются в полное досье — от зарплаты и количества детей до личных пристрастий.
Студенты в личном разговоре хотя и относятся к идее скептически, но тревог комментаторов в соцсетях особо не разделяют.
«Могу вам сказать только то, что соцактивисты из интернета нагнали слишком много шумихи на этот счет. Сейчас вопрос не в том, хорошая эта инициатива или нет (везде есть свои плюсы и минусы, в соцрейтинге в том числе), а в том, что под шквал негодования попали абсолютно никак к этому не относящиеся студенческие инициативы. Знаю только то, что принуждений никаких не было (мне тоже присылали опрос, но я не прошла, так как было очень лень). Это все один большой слух, который распространяют все вокруг».
«…[Нас] просят что-либо пройти, но мы не понимаем, обязательно это или нет. Кто-то проходит, кто-то нет. Человека же невозможно заставить».
«Учусь не на очной форме, поэтому пока никак не коснулось. Надеюсь, и не коснется. Участвовать в этом мракобесии не собираюсь».
Впрочем, не факт, что данный проект вообще сможет развиться дальше одного вуза. Политолог Александр Кынев так прокомментировал идею «Новым известиям»:
«Я сильно сомневаюсь в том, что подобный проект в России будет реализован. Прежде всего потому, что у нас крайне низкий уровень цифровизации. Не идут Госуслуги в регионах — у одних нет компьютера или просто гаджета, другие не так продвинуты как пользователи. А в городах — протестный в основном электорат, который эту тему с социальным рейтингом вряд ли поддержит. Ну и если вдуматься, что будет в результате этого рейтинга, если он у кого-то окажется низким? Билет на самолет или на поезд не продадут? В магазин не пустят? Но это нарушение прав человека. Кредит в банке не дадут? Да их и так никто не берет, банки гоняются за потребителями. На работу не возьмут или по карьерной лестнице не продвинут? Но на престижную работу и так иначе как по рекомендации устроиться невозможно, а по карьерной лестнице продвигают чаще всего благодаря родственным или иным связям».
Короче, кто-то, похоже, просто имитирует бурную деятельность, осваивая бюджетные средства. Антиутопичных сюжетов в российских новостях и без этого достаточно.