18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ШЛОСБЕРГОМ ЛЬВОМ МАРКОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ШЛОСБЕРГА ЛЬВА МАРКОВИЧА.
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ШЛОСБЕРГОМ ЛЬВОМ МАРКОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ШЛОСБЕРГА ЛЬВА МАРКОВИЧА.
Уход союзных властей с политической сцены окончательно открыл дорогу для разработанных ещё осенью 1991 года группой Бориса Ельцина экономических преобразований, получивших позднее название «шоковая терапия».
2 января 1992 года вступил в силу указ Бориса Ельцина о либерализации цен в России. Но облегчения это не принесло. В страну пришла галопирующая инфляция, сбережения граждан были обесценены в течение нескольких дней, цены и курсы валют выросли в разы за считаные недели, начался спад производства и поток неплатежей, государственный аппарат поразила коррупция.
Экономические проблемы обострили кризис внутрифедеративных отношений, фактически Россия оказалась на пороге кризиса государственного суверенитета и территориальной целостности.
Мощная инерция распада СССР на фоне нарастающих экономических проблем активизировала сепаратистские настроения. Татарстан отказался платить налоги в федеральный бюджет и обсуждал введение собственной валюты, Чечня заявила о непризнании суверенитета РСФСР на своей территории.
Борис Ельцин смог убедить абсолютное большинство глав регионов принять Федеративный договор, который был подписан 31 марта 1992 года и 10 апреля включен в Конституцию России как неотъемлемая ее часть. За рамками договора на момент его подписания оставались только Татарстан и Чечня.
Но первостепенным и наиболее деструктивным политическим процессом являлся общенациональный экономический кризис, который резко усилил оппозицию Борису Ельцину и его правительству в Верховном Совете. Именно в этот момент произошла политическая консолидация руководства Верховного Совета и вице-президента Александра Руцкого, который в случае отрешения Б. Ельцина от должности становился президентом России.
Левые (можно даже сказать, левацкие) политические взгляды А. Руцкого заметно обострились на фоне экономического кризиса и в целом (при всей их бессистемности) находились в контексте взглядов оппозиционной Борису Ельцину части Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Политическая ставка при атаке на Ельцина была сделана именно на Руцкого как альтернативного национального лидера.
9 декабря 1992 года Съезд народных депутатов не утвердил кандидатуру Егора Гайдара, тогдашнего первого заместителя председателя правительства РСФСР, автора «шоковой терапии», в должности председателя правительства и отказался продлить дополнительные полномочия президенту.
В ответ 10 декабря Б. Ельцин выступил с жесткой критикой работы Съезда и призвал своих сторонников покинуть его заседание, пытаясь сорвать кворум. Начался долгий политический кризис власти.
Переговоры Бориса Ельцина, Руслана Хасбулатова и председателя Конституционного суда Валерия Зорькина 11 декабря привели к принятию Съездом 12 декабря компромиссного (все понимали, что недолговечного) постановления о стабилизации конституционного строя (была заморожена часть только что принятых поправок к Конституции, ограничивающих полномочия президента) и назначении на 11 апреля 1993 года референдума по основным положениям новой Конституции.
Председателем правительства 14 декабря был назначен Виктор Черномырдин, заметно опередивший при рейтинговом голосовании Егора Гайдара. На решающее голосование кандидатура Гайдара президентом даже не была внесена. Ельцин не только отказался защищать ключевую фигуру возглавляемого им правительства, но, сдав Гайдара, возложил на него всю политическую ответственность за проведенные с его полного согласия драматические и во многом разрушительные реформы.
12 марта 1993 года на следующем, восьмом, Съезде народных депутатов постановление о стабилизации конституционного строя было отменено, ранее замороженные поправки к Конституции были введены в действие в полном объеме, референдум по проекту новой Конституции также был отменен.
Руслан Хасбулатов охарактеризовал декабрьский компромисс словами «бес попутал». Это означало полный разрыв перемирия и обострение противостояния.
Почувствовав политическое ослабление Б. Ельцина и рассчитывая на растущее общественное недовольство, руководство Верховного Совета форсировало события по отстранению Б. Ельцина от власти, для чего, очевидно, была необходима максимальная дестабилизация обстановки в стране.
Борис Ельцин в свою очередь 20 марта выступил по телевидению с обращением к народу, объявив о том, что подписал указ о введении «особого режима управления». Съезд народных депутатов воспринял это как прямое покушение на свои полномочия. Даже не получив на руки текст подписанного указа, Конституционный Суд, руководство которого было политически солидарно с руководством Верховного Совета, 23 марта признал действия Б. Ельцина, озвученные в телеобращении, неконституционными и более того — усмотрел в этих действиях основания для отрешения президента от должности.
Если выступление президента 20 марта было задумано как политическая провокация, то она удалась в полной мере.
Верховный Совет 26 марта созвал IX (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов, который отклонил компромиссный проект постановления о назначении одновременных досрочных выборов президента и народных депутатов (т.н. «нулевой вариант») и, опираясь на решение Конституционного Суда по неопубликованному указу президента, предпринял попытку отстранить Ельцина от должности.
В этот момент текст указа появился на свет — и выяснилось, что на самом деле президентом был подписан по существу текста другой указ, существенно отличающийся от публичного выступления и не содержащий грубых нарушений Конституции. Это спутало планы организаторов импичмента. Конституционный Суд и Верховный Совет политически повисли в воздухе.
28 марта за импичмент президенту проголосовали 617 депутатов из 1033, при необходимых 689 голосах (2/3 от списочного состава). Против импичмента проголосовали 268 депутатов, остальные либо бойкотировали голосование, либо отсутствовали на заседании. Одновременно провалилась попытка освобождения Руслана Хасбулатова от должности председателя Верховного Совета, инициированная сторонниками Б. Ельцина. Ельцин устоял, но события принимали всё более необратимый характер.
29 марта Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля всероссийский референдум по четырем вопросам:
При этом вынесение на референдум второго вопроса не соответствовало действовавшей на тот момент Конституции, так как вопросы экономического характера не могли выноситься на референдум.
Но сторонники Б. Ельцина надеялись на одобрение большинством его социально-экономической политики, а его оппоненты рассчитывали, что среди голосующих большинство выскажется против, что должно было подкрепить общественные позиции оппозиции и стать одним из аргументов для смены курса.
21 апреля Конституционный Суд принял специальное постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме.
Всероссийский референдум, вошедший в историю по рекламному слогану «да–да–нет–да» (сам Ельцин публично призвал дать ответ «да» на все вопросы), включал 4 вопроса и завершился, по официальным данным, следующим образом:
Официальные итоги были таковы: по первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. По третьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме (для принятия решения по двум последним вопросам необходимо было набрать большинство голосов от общего числа избирателей России).
Юридически недостаточные результаты голосования были истолкованы Борисом Ельциным и его командой (не без оснований) в целом в свою пользу.
В одном из интервью после референдума Ельцин произнес ключевую для его понимания ситуации фразу: «Я уже Съезду не принадлежу».
Фактически это был референдум о доверии Б. Ельцину, и процент проголосовавших за доверие менее чем на 1,5% отличался от процента поддержки Ельцина на президентских выборах 1991 года. При этом Съезд и Верховный Совет, действовавшие на виду (через телетрансляции) у всей страны, уже тогда испытывали существенный дефицит общественного доверия, что отразилось на результате голосования о проведении досрочных выборов депутатов.
Результаты референдума изначально не могли разрешить политический и конституционный кризис, что в итоге привело к обострению противостояния сторонников Верховного Совета и президента. Референдум не решил (и не мог решить) ни вопрос о политических полномочиях, ни вопрос о направлении социально-экономических реформ, но утраченная после начала экономических реформ 1992 года инициатива политического реформирования страны вновь оказалась в руках Ельцина.
Подчеркивая это, 25 апреля 1993 года Борис Ельцин заявил об утрате доверия к Александру Руцкому и освободил его от всех поручений. А. Руцкой стал вице-президентом «без портфеля».
30 апреля в газете «Известия» был опубликован президентский проект новой Конституции Российской Федерации, который существенно отличался от версии, реально вынесенной затем в декабре на всеобщее голосование. Так или иначе, но Б. Ельцин давал понять, что политическая реформа в стране неизбежна и близка, а политические часы его оппонентов отсчитывают последние дни.
1 мая 1993 года в Москве состоялась демонстрация противников Ельцина, которая была разогнана с помощью ОМОНа, причем руководители демонстрации в большинстве своем оказались неспособны влиять на собранную ими толпу, а толпа забрасывала милицию камнями и отнимала оружие и снаряжение. Среди демонстрантов было множество избитых (встречаются свидетельства о жертвах), трагически погиб также один сотрудник ОМОНа.
В противостоянии президента и Верховного Совета пролилась первая кровь.
Это был еще один принципиальный поворотный момент. Жертвы делают конфликт необратимым.
Власть, проливающая кровь, неизбежно теряет власть: она становится менее легитимной и более запятнанной в глазах общества. Именно поэтому власть, проливающая кровь, всегда ищет (и публично называет) виновников кровопролития на стороне — либо внутри, либо вне страны. Они представляются обществу как враги.
Ни президент, ни Верховный Совет не взяли на себя политическую ответственность за кровь 1 мая 1993 года. Между тем барьер крови преодолела не только власть, ее преодолела также и та часть народа, которая принимала участие в уличных столкновениях.
Вместе с преодолением страха наступило ожесточение общества, и оно прогрессировало на глазах, буквально по часам. На фоне этого ожесточения пролитая кровь выглядела недостаточной, поскольку требовала отмщения.
Ельцин между тем форсировал политическую реформу. 20 мая 1993 года он объявил о созыве Конституционного Совещания в Москве, и уже 5 июня Конституционное Совещание начало работу.
Летнее затишье было только внешним, стороны накапливали силы для решающего столкновения. Открытым оставался один, но самый принципиальный вопрос: произойдет ли смена системы власти в стране в рамках законных публичных и демократических процедур, либо примет революционный, неправовой характер.
Это снова был выбор между гражданским миром и гражданской войной.
1 сентября 1993 года Борис Ельцин своим указом временно отстранил от исполнения обязанностей вице-президента Александра Руцкого «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений вице-президенту».
Таким образом Ельцин был намерен лишить Руцкого права «наследования» президентской должности и оставить оппозицию в Верховном Совете без политического лидера.
Конституция и законодательство России нормы о возможности отстранения избранного вместе с президентом вице-президента не содержали. Обвинения в коррупции позже не подтвердились (подпись А. Руцкого на компрометирующих его документах была признана поддельной).
3 сентября Верховный Совет обратился в Конституционный Суд с ходатайством о проверке соответствия Основному Закону положений указа президента о временном отстранении от исполнения обязанностей вице-президента А. Руцкого.
Между тем назревали основные события.
12 сентября 1993 года Борис Ельцин провел в Ново-Огареве совещание с ключевыми министрами: Андреем Козыревым (МИД), Павлом Грачевым (Минобороны), Виктором Ериным (МВД) и Николаем Голушко (Минбезопасности) и получил их согласие на радикальные действия против Съезда и Верховного Совета. Министры завизировали будущий указ № 1400.
В тот же день состоялось совещание Ельцина с обсуждением тех же действий с начальником Главного управления охраны РФ Михаилом Барсуковым и начальником Службы безопасности президента, первым заместителем начальника Главного управления охраны РФ Александром Коржаковым, бывшим телохранителем Б. Ельцина с 1985 года.
13 сентября в Кремле Ельцин переговорил с премьер-министром Виктором Черномырдиным и получил его согласие на подписание указа.
14 сентября на Президентском совете Ельцин предложил его членам подумать над вариантами возможных действий в случае сопротивления ВС РФ «конституционной реформе», не раскрывая деталей.
15 сентября состоялось совещание Совета безопасности, возглавляемого Олегом Лобовым, на котором проект указа был также поддержан.
17 сентября Ельциным была выбрана дата подписания и обнародования указа — 21 сентября.
18 сентября 1993 года созванные президентом руководители исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации отказались провозгласить себя Советом Федерации и присвоить полномочия верхней палаты парламента. Большинство руководителей регионов настаивали на досрочных выборах президента и парламента.
Но позиция руководителей регионов Б. Ельцина не остановила.
20 сентября на совещании с участием В. Черномырдина, В. Ерина, П. Грачева и Н. Голушко решение о подписании указа было принято окончательно.
21 сентября 1993 года в 20 часов президент подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывавший Верховному Совету Российской Федерации и Съезду народных депутатов прекратить свою деятельность,
вводилась в действие временная система органов государственной власти и на 11–12 декабря 1993 года назначались выборы в новый законодательный и представительный орган — Государственную Думу РФ. Буквально основная часть указа звучала следующим образом:
«Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу;
в целях:
основываясь на статьях 1, 2, 5, 121.5 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года, постановляю:
1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального Собрания Российской Федерации — и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу.
Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы граждан Российской Федерации.
2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии».
Содержание указа президента вступало в прямое противоречие со статьей 121.6 Конституции Российской Федерации 1978 года (в редакции от 10 декабря 1992 г.):
«Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».
Когда пришедший на последнее перед подписанием указа совещание глава президентской администрации Сергей Филатов (он выступал против указа) попросил слова, Борис Ельцин его остановил: «Ваше мнение мне известно». Больше никто публично президенту не возразил.
В ночь с 21 на 22 сентября Конституционный Суд 9 голосами «за» (при 4 «против») выносит заключение о неконституционности действий президента:
«Указ президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года № 1400 и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 года не соответствуют части второй статьи 1, части второй статьи 2, статье 3, части второй статьи 4, частям первой и третьей статьи 104, части третьей пункта 11 статьи 121.5, статье 121.6, части второй статьи 121.8, статьям 165.1, 177 Конституции Российской Федерации и служат основанием для отрешения Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121.10 или 121.6 Конституции Российской Федерации».
Верховный Совет незамедлительно принимает решение о прекращении полномочий президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту Александру Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. К Белому дому из Москвы из регионов России, а также из «горячих точек» СНГ стягиваются сторонники Верховного Совета и Съезда. Среди них преобладают сторонники вооруженного противостояния.
Александр Руцкой принимает присягу президента («Я, в соответствии с Конституцией, принимаю исполнение полномочий Президента России и отменяю его незаконный Указ») и начинает назначать своих министров, в первую очередь силовых. Он также объявил, что те, кто будет нарушать распоряжения «и.о. президента», понесут уголовную ответственность. Руцкой был признан в качестве и.о. президента исполнительными и представительными органами власти в нескольких регионах, однако ситуацию на большей части страны не контролировал.
Наступило двоевластие.
В полночь после принятого 21 сентября решения в здании Верховного Совета отключают телефонную связь, еще через несколько дней отключают системы жизнеобеспечения здания.
23 сентября, в день открытия X Съезда народных депутатов, объявленного президентом незаконным, Борис Ельцин, пытаясь сбалансировать ситуацию, объявляет о назначении досрочных выборов президента на 12 июня 1994 года (потом это решение было отменено).
Этим же указом депутатам расформированного Съезда народных депутатов и Верховного Совета гарантируются материальные блага, в том числе денежные выплаты, что было воспринято как подкуп. При этом имущество Верховного Совета передавалось в ведение администрации президента.
Никакого принципиального воздействия на ситуацию этот указ не оказал.
В тот же день в Москве происходит нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ, при котором погибло два человека. Сторонники президента публично обвиняют в происшествии депутатов Верховного Совета.
К позднему вечеру 23 сентября число присутствующих на Съезде депутатов составило 638 человек (при кворуме в 628 — две трети от общего числа депутатов, к утру 24 сентября депутатов было уже 689). Съезд начинает работу в 22.00 и утверждает постановления Верховного Совета о прекращении президентских полномочий Бориса Ельцина и переходе их к вице-президенту Александру Руцкому, а действия Ельцина квалифицирует как попытку «государственного переворота».
Политическое противостояние властей и персональная ненависть их руководителей по отношению друг к другу достигли своего пика. Следующим шагом могла быть только гражданская война.
Окончание следует
{{subtitle}}
{{/subtitle}}