Колонка · Политика

Грязная инфобомба

«Ядерный аргумент» все чаще используется и фриками, и властью. Небольшой ликбез для «ястребов»

Маргарита Симоньян. Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ

В широко распространившемся в соцсетях за последние сутки обращении Маргариты Симоньян к соотечественникам предлагается взорвать над Сибирью термоядерную бомбу, чтобы весь мир остался без средств мобильной связи и компьютеров. Далее, по затее руководителя Russia Today, враги России придут в разум и поймут, что с нами надо считаться. Заодно весь мир вздохнет свободно: исчезнет игромания, люди вернутся в золотой век, когда личному общению не мешал телеграф.

Может, и не стоило бы обращать внимания на очередной пример человеконенавистничества, если бы не то обстоятельство, что «ядерный аргумент» все чаще и чаще вбрасывается в общественное сознание — то в виде «радиоактивного пепла», то тактического ядерного оружия, то высотного взрыва. И высказывают подобные идеи не только персонажи типа Симоньян, но и люди, занимающие должности в Совете безопасности (см., например, ТГ-канал Дмитрия Медведева). Уровень экспертов, обслуживающих власть, к сожалению, навевает то тоску, то ужас, поэтому стоит все-таки разъяснить некоторые научно-технические аспекты.

Свойство ядерного оружия генерировать при взрыве мощное кратковременное электромагнитное излучение в радиочастотном диапазоне обнаружено на заре атомной эры. В серии испытаний США и СССР изучили его досконально. Мощность электромагнитного импульса (ЭМИ) такова, что наведенные им токи в районе взрыва в электромеханических устройствах, электронике и средствах связи вызывают выход оборудования из строя и возгорания по всем незащищенным цепям.

Существенная деталь: ядерных боеприпасов, создающих исключительно ЭМИ, не существует.

То есть все остальные поражающие факторы взрыва, если произвести его в атмосфере, достанутся нашим гражданам — взрывная волна, радиоактивное заражение, вызывающий множественные пожары световой импульс.

А что же скажут враги? Чем выше взрыв, тем больше радиус действия ЭМИ. Если взорвать в космосе (на орбите выше МКС) бомбу в 500 раз более мощную, чем примененные в ходе бомбардировок Японии, то серьезные последствия для всех незащищенных электронных устройств последуют на расстоянии полутора тысяч километров от эпицентра.

Если прибегнуть к рецепту Симоньян, то взрыв над Сибирью надежно обесточит всю инфраструктуру от Урала до Байкала, включая северные газодобывающие регионы. Отдельное спасибо Маргарите скажут Монголия и Казахстан. До стран НАТО такой импульс дойдет без разрушительных последствий.

Основные расчеты, опубликованные в США, рассматривают сценарий взрыва такого боеприпаса над Канзасом. Последствия предполагаются схожие. Испытания в СССР проводились над Северным Казахстаном. Место выбрали малонаселенное, но электростанция и 300 км телефонной линии в Караганде все-таки сгорели. Когда-то, лет за двадцать до рождения Маргариты Симоньян, все эти подробности заставили ученых и военных СССР и США отказаться от создания специализированного ядерного оружия, использующего ЭМИ как главный поражающий фактор. Он остался частью совокупной ядерной угрозы.

Позднее, основываясь на идеях академика Сахарова, ученые создали боеприпасы, генерирующие ЭМИ с помощью обычной взрывчатки. Их радиус, как правило, не превосходит 4 км. Этого достаточно, например, чтобы вывести из строя связь и компьютеры (если они недостаточно защищены) в центре управления крупного армейского соединения.

Получается, военные по обе стороны океана проявили больше человеколюбия, чем эта дама.

Стоит заметить, что грезы о мече-кладенце, который без потерь, по щучьему велению косит врагов вдали от дома, преследуют человечество веками. Последние 300 лет надежды перенесли с магии на науку. Они-то и отразились, вероятно, в страстной мечте Маргариты Симоньян, матери троих детей.