Александр, старший помощник капитана:
ITF все-таки ничего не контролирует, это не конвенция, а профсоюз, и его деятельность носит скорее рекомендательный характер. Главное — что у тебя прописано в контракте. Бывает, конечно, что в иностранном контракте обозначено, что компания — член ITF, но если ты просто нанятый сотрудник, вряд ли ты что-то нарушаешь. К тому же многие компании с профсоюзом даже не работают. Так что от объявления ее «нежелательной организацией» нам в основном ни жарко ни холодно. Для нас главное, чтобы работала MLC (Конвенция о труде в морском судоходстве). Она как раз отвечает за питание, репатриацию, в ней прописаны права моряков. Россия ее ратифицировала и выходить из нее не собирается.
Да, я знаю случаи, когда ITF помогала, когда были проблемы с пиратством, помогала налаживать репатриации. Но это маленький процент всех сложных случаев. Гораздо больше мы страдаем от того, что не можем нормально получать деньги из-за границы, как раньше. Сейчас, работая у иностранца, ты, грубо говоря, игрок на бирже. Деньги переводятся через «МарТраст» (электронный кошелек; открывать счет для своего сотрудника там должен судовладелец. — В. Ф.). Наличку приходится прятать в Европе, потому что шмонают. Чтобы открыть шенген для моряков или американскую визу, надо ехать в Польшу или Турцию. Перелетов становится куда больше. Плюс crew-mix — когда россияне работают в одном экипаже с украинцами, это очень тяжело психологически.