Пять раз он становился обладателем национальной премии «Ника».
И это пятый фильм, который режиссер снимает с помощью зрителей.
Так сказать, народное кино. Фильм снят на средства Фонда кино и благодаря краудфандингу на Planeta.ru.
Зрителями были профинансированы его «Три мелодии», «Слушая Бетховена», «Болеро 17», «Песочница».
А произрастает новый маленький фильм с ангельским приветствием в заголовке — вы не поверите — из рафаэлевского шедевра «Сикстинская Мадонна». Созданного по заказу папы Юлия II полотна для церкви монастыря Сан-Систо в Пьяченце. Тысячекратно цитированного, одного из самых почитаемых в мире, растасканного масскультом, почти как «Джоконда». Вознесенного на лучезарные пьедесталы искусствоведами.
Со спускающейся с небес к нам грешным на землю, босиком по облакам, Богоматерью, недосягаемо прекрасной, держащей на руках священного младенца. Ее торжественная скорбь — образ непостижимой жертвенности, торжественный и печальный.
«Гений чистой красоты», как отозвался о ней Василий Жуковский (Пушкин его просто цитировал).
Режиссер вдохновляется демонстративной театральностью композиции, обрамленной тяжелым зеленым занавесом. Зеленый для Рафаэля — образ неиссякаемой вечной любви, которая сильнее смерти.
Но вся патетика и искусствоведческие клише, гуляющие по музейным каталогам, как рукой снимает, когда начинается фильм.
Вначале, как перед любым представлением, — шум зрительного зала. Его прерывает стук каблучков, словно к микрофону идет ведущая, которая сейчас объявит музыкальный номер.
Например, Шуберта: его музыкальную молитву Ave Maria в инструментальном исполнении.
В это время ангелы-путти, которые примостились внизу картины и с мальчишеским любопытством рассматривают происходящее неподалеку… в облаках, не выдерживают (как дети в консерватории) и начинают шалить. Хрестоматийные образы превращаются в куклы. Поначалу это превращение кажется странным. Но постепенно меняется весь мир внутри картины. Он становится кукольным, игрушечным — живущим по своим законам.
Итак, путти дурачатся, проказничают, один дает оплеуху другому… крылом.
Не только ангелочки — все персонажи превращаются в куклы. Младенец, подхватив это мальчишеское озорство, вырывается из материнских рук и прыгает вниз. Мать тут же бросается за ним, летит, изумляя ротозеев-ангелов, сквозь облака. И путти, словно опомнившись, достают из-за рамы картины и растягивают спасительное белое полотно.
Подчеркнутая условность, театральная стилистика, карнавальный дух не дают скатиться фильму в пресное обесточенное занудство так называемых суперкниг — мультипликационных пересказов священных сюжетов.
Персонажи здесь игрушечные, но не мертвенно сконструированные, как это нередко случается с героями в 3D.
Скорее это напоминает детскую «Мою первую Священную историю» Воздвиженского, в которой поэтично, просто и доступно — о самых сложных понятиях.
В какой-то момент кажется, будто это сами куклы разыгрывают Священное писание. Есть эпизод, в котором Мадонна с вновь обретенным младенцем прыгают на полотне, как на батуте.
Малыш при падении поранит пальчик. Мама поцелует —пройдет… Только пятнышко на белоснежном полотне… Потом пунктиром — вехи скорбного и счастливого пути — двойного подвига: решимость принести себя в жертву ради спасения человечества; и решимость — отдать сына на смерть.
Тайная Вечеря. Рука, пробитая гвоздем… Маленькое пятнышко крови на белоснежной микеланджеловской Пьяте.
Ave Maria — история выбора как поступка. Узнавание своего пути и готовность пройти этот мучительный путь к свету.
Продюсер, автор сценария и режиссер — Гарри Бардин.
Художник-постановщик — Аркадий Мелик-Саркисян
Кстати, про чрезмерный пафос. Моделью для Мадонны была возлюбленная Рафаэля, семнадцатилетняя дочь пекаря Маргерита Лути. Рафаэль назвал ее Форнарина (от итальянского fornaro — пекарь).
Купить билеты на премьеру фильма Ave Maria Гарри Бардина в киноклубе «Эльдар» можно тут.
БОЛЬШЕ — В TELEGRAM
Наш обозреватель ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.