На странице коллектива БГ+ (под таким названием сейчас выступают Борис Гребенщиков и часть музыкантов «Аквариума») на платформе Bandcamp опубликован новый мини-альбом «Богрукиног». Он вышел совершенно неожиданно для фанатов — никаких анонсов и объявлений. В ЕР — четыре песни: «Не стой над душой, мама», «Черный лебедь», «Незабыто», «Минск, Пинск и Северодвинск». Все они уже исполнялись ранее на концертах БГ, а первые две публиковались в акустическом варианте в рамках проекта Бориса Гребенщикова «Подношение нашему времени». Помимо постоянных участников БГ+ Константина Туманова и Лайама Брэдли в записи приняли участие Альберт Кувезин из «Ят-Ха» и многочисленные британские музыканты.
40 лет Гребенщиков поет об одном по-разному. Тихо и вкрадчиво: «Пришел пить воду», повествовательно: «Поезд в огне», бодро и с огоньком: «Пошел вон, Вавилон». Настало время показать оскал волка, не загнанного, но готового вступить в неравный бой. Всего четыре песни.
21 минута времени как 21 грамм души человеческой. Здесь каждая строчка уже не головоломка. БГ не путает следы, а уверенно прокладывает образный путь через бурелом событий.
Я такой, какой есть, мама / Я пою как дышу / Я пишу как иду / Я отдал тебе все и я чист.
Первая половина мини-альбома посвящена маме за плечом и покинутому дому, ключ от которого потерян.
Не стой над душой, мама / Мы воронка на месте храма / Мы перечеркнутый лист.
Образ матери в одном ряду с Богородицей. Она единственная не оставит в трудную минуту: вспомним классическую аквариумную «Мама, я не могу больше пить».
Пантеизм и природная духовность противопоставляются монотеизму и власти. Иносказание у БГ граничит с прямолинейностью.
Это бездонная яма — здесь нужен специалист
До мурашек пробирает крик тысячи тел в песне «Черный лебедь». Воображение рисует Багрового Короля со свитой, под чьими ногами трескается земля, моментально иссушается. В разверзнутую землю один за одним падают невинные:
Первый, второй в Геенну бултых!
БГ продолжает исследовать глубинный мрак в песне «Незабыто». Далеко не обтекаемая лирика, указывающая прямым текстом на реалии:
Рано или поздно все равно всем в бой.
Веет древним, хтоническим злом. Чувствуете, потянуло серой, а вместе с этим сыростью казематов и металлом оков? Оно выжидало. Коридоры полнились эхом былых выстрелов. Крепло, зрело и вот явилось во всей, для кого-то даже притягательной, красе.
Я беру ладонь и чувствую копыто / Никто не помнит, что ничто не забыто.
Аутодафе напротив дома быта / Никто не помнит, что ничто не забыто.
Бог в каждом из нас. Тот, что в телевизоре — проекция, отразившаяся в миллионах зеркал. С каждым новым отражением частица божественного замещалась на что-то другое.
Что-то злое и непонятное смотрит на нас с образов. Полководец Ада о пяти ногах (чтобы догнать каждого), жутко злопамятный и скверный на язык. Внутреннего Бога выжгли и заменили идейным эрзацем (не у всех, к счастью).
Господи прости, ну и как же ты? / Да и все твои гаджеты.
После накаленной до предела сердцевины нас ждет классическая разрядка в духе БГ. Сюрреалистическая песня о городах, где библейское вплетается в советское. Сразу три города вошли в летопись упоминаний Борисом Борисовичем: два белорусских — Минск и Пинск, один российский — Северодвинск. На заметку: пора бы уже выпустить учебник географии по песням БГ и группы «Аквариум». Вот лишь несколько примеров из их творчества: «Человек из Кемерова», «Кострома Mon Amur», «Из Калинина в Тверь».
Музыкальная палитра альбома поражает разнообразием. Тут и прогрессив-рок в духе King Crimson, и фолк-рок с этникой (дудук, диджериду), и даже симфоническое произведение, в которое Борисыч залихватски пристроил известное обсценное слово (как изящный реверанс песне Янки Дягилевой «Печаль моя светла»), которое я не могу упомянуть здесь.
Закончу хронику реальных событий, преломленную через призму лирического созерцания, обычной древнерусской…
Ешь землю, ой-люли-люли!