Сюжеты · Политика

Жажда Справедливости, или 9 заместителей

В античной мифологии богиня Справедливости была дочерью самого Зевса. В России она превратилась в министерство

Александр Минкин, «Новая газета»

Петр Саруханов / «Новая газета»

Больной идёт к врачу. Голодный — за хлебом. А за справедливостью куда? Натурально, в министерство Справедливости.

Официальное название — Министерство юстиции (justitia —справедливость), но зачем нам латынь? По-русски оно как-то понятнее. Кроме того, мы считаем правильным писать «министерство» с маленькой буквы, а «Справедливость» — с большой.

Справедливость — величайшая ценность. Нужна всем.

По понятиям

Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук регулярно проводит масштабные (репрезентативные!) исследования. Они показывают, как меняется отношение народа к социально-политической ситуации в России.

В 90-страничном отчёте (где десятки опросов о конкретных экономических и политических проблемах, о президенте, партиях, тревогах, правах и свободах) нам больше всего понравился вопрос о народных мечтах и идеалах, которые, как у нас и полагается, названы понятиями.

Опрос свежий, сделан в июне 2023-го. Раздел называется «Распределение мнений респондентов о понятиях, которые могли бы лечь в основу политики возрождения России». «Могли бы»! — это именно мечты о возрождении.

На первом месте — Справедливость. На втором — мир. (Для ориентации: патриотизм и культура разделили 9–10-е места, духовность и нравственность — 15–16-е, на последнем, 30-м месте — религиозность.)

Прежде чем двигаться дальше, заметим: сам вопрос про «политику возрождения» косвенно говорит о том, что объект в коме и нуждается в реанимации (лат.) или, по-нашему, в живой воде — волшебном лекарстве из русских народных сказок.

Мифология

Политический журналист сегодня — это, увы, ассенизатор. Но и ему, бедняге, хочется чистоты и высоты. Поэтому прежде чем нырять в выгребную яму окружающей действительности, — на Олимп!

Советский народ реально существовал. До 1991 года уж точно. Но с исчезновением Советского Союза он же не исчез. Он остался и не весь ещё вымер. Он вырастил детей, внуков, которые унаследовали не только остатки территории, промышленности и науки. Главное — мы унаследовали язык, а вместе с ним (и внутри него) целый мир понятий, смыслов, символов. Там, конечно, и мат, и воровская феня, и блатной жаргон. Но там же и философия, мифология, мировая культура.

Юпитер и Тетис. Источник: arteyalgomas.com

Это именно та крепость, которую постоянно пытается взять власть, но не может. Стены этой крепости устроены удивительно. Для Высоцкого, Галича, Набокова, Окуджавы, Пушкина и др. этих стен не существует; так никакие стены (кроме, может быть, Кремлёвских) — не преграда для воздуха.

А речи всех вождей, всех генсеков и президентов — как ни нагнетай их компрессорами ТВ, радио, газет — сквозь эти стены не проходят. Как комары сквозь оконную сетку: жужжат, пыжатся, но подыхают (хотя единицам удаётся прорваться, напиться кровушки, но ничего — главное, не расчёсывать).

Основной барьер, невидимый, но прочный — превыше пирамид и твёрже бронзы (Гораций) — состоял и до сих пор состоит из древнегреческой мифологии. Да, не из иудаизма, христианства, ислама — трёх авраамических религий, в какой-то степени исповедуемых на государственной территории, — а именно из этого языческого бреда с бесчисленным количеством богов и богинь.

Римское право? Кто о нём знал в СССР? — полтора человека. А «Мифы и легенды Древней Греции» были в каждой семье или, скажем точнее, в каждой читающей семье самой читающей страны. Мифы доставались ребёнку сразу после «Колобка», «Репки» и гораздо раньше, чем «Тимур и его команда», Павлик Морозов и Павка Корчагин.

В отличие от детских сказок, мифы и легенды Древней Греции переполнены жуткой кровавой политикой. В жизни царствовала абсолютная покорность (в школе, в комсомоле и вплоть до самого верха), а в эллинских мифах бушевала свобода. 

Царь богов Зевс то ли убил своего отца, то ли кастрировал, то ли загнал навечно в подземное царство; изменял жене направо и налево. Ребёнок понимал, что для верховного правителя это всё абсолютно нормально. Гораздо важнее, что против Зевса постоянно кто-то восставал, бунтовал (иногда очень успешно). Олимпийские боги делились на группы, интриговали друг против друга, создавали заговоры, союзы, вербовали сторонников.

У членов олимпийского Политбюро было чёткое распределение сфер влияния. Посейдон — ВМФ, Афина Паллада — мудрость, науки; Аполлон — искусство; Гермес — бог жуликов и торговцев (это отношение к торговцам закрепилось прочно); Арес — война. В некотором смысле это были министерства.

Во все времена, во всех странах народы жаждут справедливости. Особенно жаждут там, где её мало; а всего сильнее там, где её нет. И когда в какой-нибудь стране мятежники хотят прийти к власти и двигают войска на столицу, они называют это «Марш справедливости»; точно знают, что справедливости хотят все — демократы, консерваторы, левые, правые.

О Справедливости мечтали всегда и ценили высоко. В античной мифологии богиню Справедливости звали Астрея. И знаете, кто были её родители? Зевс и Фемида — царь богов и богиня правосудия. Идеальная политическая семья: верховный правитель, правосудие и справедливость.

Бюрократия

Спустимся с Олимпа. В наших широтах и в нашем времени Справедливость (Юстиция) превратилась в министерство. Число сотрудников — 3551. Как найти справедливость в такой толпе? Там, может быть, работают десятки секретарш, буфетчиц, уборщиц — они же не принимают никакого участия в решениях. И мы были бы несправедливы, адресуя свои претензии ко всем 3551. (Для сравнения: в Министерстве труда и соцзащиты 465 сотрудников, хотя под их присмотром все 145 миллионов граждан России. Видимо, обеспечение нас справедливостью — гораздо более трудоёмкий процесс, чем обеспечение работой и пенсиями.)

Кто назначает человека иноагентом? Лицо? Комиссия? Ярлык «иноагент» — это приговор. Кто его выносит? Ясно, что не 3551. А кто? В годы сталинского террора человека арестовывали, начиналось следствие (часто с пытками), потом суд и приговор. Эта процедура потом была названа беззаконием, миллионы были реабилитированы. Но процедура, пусть формальная, всё же была. В архивах сохранились и стали известны имена следователей и судей.

Иноагентом объявляют без следствия и суда. Приговор выносит Минюст. Кто?

Министр юстиции Константин Чуйченко. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Ответственность обычно возлагают на руководство. За военные катастрофы — на Министерство обороны, на генералов. За ошибки в назначении людей иноагентами (если когда-нибудь эти ошибки будут официально признаны) ответственность, очевидно, будет возложена на руководство Министерства юстиции. Про министра юстиции Чуйченко вы в «Новой» уже читали, а этих знаете?

Забарчук Евгений Леонидович, Логинов Андрей Викторович, Алханов Али Дадашевич, Бесхмельницын Максим Михайлович, Вуколов Всеволод Львович, Жуйков Дмитрий Сергеевич, Свириденко Олег Михайлович, Фёдоров Вадим Витальевич, Ардабьева Елена Анатольевна.

Это девять заместителей министра юстиции. Они ничем не прославились. Точнее — не прославились справедливостью. В официальных декларациях о доходах у кого-то из них десятки миллионов рублей в год, у кого-то — сотни; земельные участки, квартиры… В официальных биографиях — калейдоскоп должностей и госнаград. И — ни одного подвига. 

Вы прочли фамилии руководителей Министерства юстиции, от имени которого человек получает клеймо иноагента (читай — врага народа). Кто-нибудь из этих чиновников бился за права несправедливо обиженных, бился за справедливость?

Если бы такое случилось, мы бы об этом знали. К сожалению, это такая редкость, чтобы высокий чин бился за справедливость… Обязательно стало бы известно.

От директора обувной фабрики не требуется подвигов; хорошие сапоги — всё, что надо. А от руководителей министерства Справедливости в России всё ж таки хотелось бы что-то знать, кроме предыдущих мест работы, коррупционных скандалов, государственных наград, собственности, записанной на родню, и доходов (задекларированных).

Из этих девяти заместителей министра на слуху был только Алханов. С 1979-го — милиционер в аэропорту Грозного, инспектор угрозыска на Северном Кавказе, начальник криминальной милиции на станции «Грозный». В 1983 году окончил школу транспортной милиции почему-то в Могилёве. В 1994-м окончил Ростовскую высшую школу милиции. С 1994-го — начальник Грозненского ОВД на транспорте. С 1997-го — старший оперуполномоченный Северо-Кавказского ОВД. С 2000-го по 2003-й — начальник Грозненского линейного УВД на транспорте. Потом этого железнодорожного милиционера Ахмат Кадыров в апреле 2003-го назначил министром внутренних дел Чечни. А после убийства Ахмата Кадырова Алханов с октября 2004 года стал президентом Чечни; берёг место для Рамзана. 15 февраля 2007 года президент России Путин принял отставку Алханова с поста президента Чечни и в тот же день назначил его заместителем министра юстиции России. В тот же день! — значит, кресло в Минюсте было готово заранее. А милиция Чечни — именно то место, где сотрудникам прививают справедливость.

Первое место по скорости перемещения делит с Алхановым заместитель министра юстиции Свириденко. О нём люди слышали гораздо меньше. А зря.

Допрос

Публикуем фрагмент стенограммы заседания ВККС (Высшая квалификационная коллегия судей), январь 2020-го. Заседание было открытым для прессы.

Рассматривалось заявление Свириденко — заместителя председателя Верховного суда РФ, председателя Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ. Он изо всех сил старался остаться на этих должностях, имел важных заступников в высших сферах. Но чаша терпения судейского сообщества была переполнена.

Олег Свириденко. Фото: fotoxcom.ru

ВОПРОС. Олег Михайлович, с чем вы связываете эти вбросы (о недвижимости за границей. — Ред.)?

СВИРИДЕНКО. Это конкурс. Люди так растерялись, что информировали сообщество сразу по двум жёнам, по второй и третьей, у второй нашли, у неё действительно есть это имущество, даже не скоординировали, но забыли про последнюю жену, её, видимо, не смогли найти, поскольку она в обиде. Я это связываю с тем, что это борьба за конкурсы, которые проходят. (Речь о борьбе за место в Верховном суде. — Ред.)

ВОПРОС. У вас есть какие-то конкуренты конкретные?

СВИРИДЕНКО. Знаете, на рынке, где решаются очень серьёзные споры каждый день, их лучше не знать.

Шокирующие слова. Заместитель председателя Верховного суда, председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ, который ежедневно решает очень серьёзные, многомиллиардные споры, называет сферу своей деятельности рынком. Спорить с этим определением мы не рискнём.

ВОПРОС. Есть информация, что у вас в пользовании находится имущество, оформленное на других лиц, в частности, называются фамилии — Коршунова, Голикова, предпринимателей. Вы знакомы с этими лицами? И каким-то имуществом пользуетесь, насколько это соответствует действительности?

СВИРИДЕНКО. Имущества никакого нет. Никакое имущество не оформлено. Кто такой Коршунов, я вообще не знаю, с Голиковым знаком.

ВОПРОС. Имеются жалобы судей Морозова, Позднякова, Немовой о вмешательстве в рассмотрение дел. Здесь указаны дела. И ещё руководителя научно-исследовательского института независимости судей Кирьянова — то же самое. Он говорит, что расследуется дело о вмешательстве и т.д. Мы направляли вам эту информацию. Что вы можете сказать?

СВИРИДЕНКО. Я вчера приобщил к делу, что это фальсифицировано. Что касается трех судей, то я, конечно, могу приложить, показать, какие дела у них были, они у меня есть. Я не считаю нужным это делать. Первых двух я даже зрительно не знаю. Немову знаю. А вот этих новых судей… Ну и как вы представляете: председатель коллегии судьям звонит — не большая ли честь? Они могут там растеряться так, что потеряют телефон. Если уж это нужно, то у любого руководителя, который здесь присутствует, есть другой ресурс: есть председатели судов, заместители. Поэтому судьям никто и никогда не набирает и не звонит, и я в том числе. Это фальсификация.


Шокирующее признание. Про названный «ресурс» мы все знаем, догадываемся. Но здесь важна не новость, а именно признание председателя Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда в том, что он пользуется «ресурсом».

ВОПРОС. Олег Михайлович, при формировании руководящего звена в законодательной системе имеют место случаи, когда вы активно поддерживаете кандидатов на должность судей и председателей судов лиц, имеющих ранее отказ президента РФ в назначении на должность или просто профессионально не подготовленных на эти должности.

Предположим, некий человек, который «активно поддерживает кандидатов на должность судей и председателей судов лиц, имеющих ранее отказ президента РФ», конечно, может потом звонить такому председателю по любому вопросу, возникающему на этом рынке.

СВИРИДЕНКО. Отказ бывает разный. И те, кому отказывали по конфликту интересов и сняли вопрос через совет судей, мы действительно их опять поддерживаем. Что касается непрофессионалов, нужно называть конкретно людей, которые не являются профессионалами.

ВОПРОС. Никак не могу понять фразу, которую вы только что сказали по поводу того, что вы судьям не звоните, потому что они могут выронить телефон. Для этого якобы у вас существует другая методика.

СВИРИДЕНКО. Возможно, может быть взаимодействие с председателем.

ВОПРОС. Поясните эту фразу, что-то я не понял. И кому вы звоните?

СВИРИДЕНКО. Я не про звонки говорю, а о том, что взаимодействие информационное допустимо с председателями судов относительно не дел конкретных, любых историй, любых ситуаций. Например, поступивших жалоб. Я это имею в виду. А конкретные дела я вообще не обсуждаю.

ВОПРОС. Почему судьи должны телефон-то ронять?

СВИРИДЕНКО. От неожиданности звонка председателя коллегии. Так бывает. Может не ронять.

Звонит не по конкретным делам? О погоде? За разъяснениями теоретических вопросов не звонят «вниз». Наоборот — в сложных случаях судья обращается к Постановлениям Верховного суда. За разъяснениями звонят «наверх». «Вниз» обычно звонят, чтобы дать указание, приказать.

Свириденко сказал, что его звонок — большая честь для судьи. При таком высокомерии звонки «чтобы посоветоваться» исключены. Высокомерный с нижестоящими в дискуссии не вступает. Даёт команду, и всё.

Николай Тимошин. Фото: mavink.com

Аккуратный допрос вели не журналисты, не правозащитники. Вопросы в основном задавали Н.В. Тимошин — председатель ВККС — и высокие должностные лица Верховного суда. Но даже им он отвечает уклончиво и раздражённо. А они, зная, что в зале пресса, избегают называть некоторые вещи своими именами. Вероятно, чтобы не порочить свою епархию. Если бы это разбирательство происходило в каком-нибудь строгом конгрессе, достаточно было бы спросить: кому из председателей нижестоящих судов вы звонили в последнее время? Приведите хоть один пример. Иванову? И о чём вы с ним говорили? О каких общих вопросах? А потом прямо из зала заседаний позвонить этому Иванову: «Ответьте, о чём с вами недавно говорил Свириденко». И всё.

Малоприличная борьба за должности зампреда ВС и главы экономической коллегии ВС, где решаются (или не решаются, или как-то странно решаются многомиллиардные споры) — не единственная неприятность в биографии Свириденко.

В 2015 году «Диссернет» обратился к научному сообществу с заявлением о лишении Свириденко учёной степени доктора юридических наук. В его диссертации, по мнению «Диссернета», якобы обнаружилось 138 страниц, скажем так, некорректных заимствований.

Диссертационный совет МГЮА им. Кутафина отказался лишать своего члена докторской степени.

Сооснователь «Диссернета» и один из заявителей Андрей Заякин* поинтересовался, не видят ли участники заседания конфликта интересов в том, что рассматривают диссертацию своего коллеги по совету. Вопрос был проигнорирован.

А после скандальной и провалившейся попытки усидеть в кресле зампреда Верховного суда России он был уволен из Верховного суда (официально это называется «прекратились полномочия в занимаемой должности») 5 августа 2020 года. В тот же день президентским указом Свириденко сделан заместителем министра юстиции, где именно он «курирует иностранных агентов».

В тот же день! Это значит, на самом верху, на Олимпе у Зевса, кому в страхе подчиняются и богиня мудрости Афина, и богиня правосудия Фемида, и богиня Справедливости, — там, у Зевса, всё было заранее решено; 

и Свириденко, — который звонит, по его словам, не судьям, а председателям судов, — получил в своё управление (кроме иноагентов) ещё в некоторой степени ФСИН России (225 тысяч человек) и службу судебных приставов — 74 тысячи. Итого 300 тысяч бойцов — армия.

***

Допустим такое чудо, что никто из 3551 заведующего российской справедливостью не замешан в коррупции, не имеет непонятно откуда возникших зарубежных вилл, тайных счетов и золотых унитазов. Всё это становится известно только после ареста, когда за чиновника — представителя, допустим, государственной юстиции — берутся представители государственной безопасности. А до ареста даже достоверные сообщения о виллах и яхтах могут обернуться иском в суд: «Докажите!» Не можете? С вас 50 миллионов. Ему предъявляют уличающие фото. «А это не я». Даже если чиновника спрашивает не журналист, которого легко послать к какой-нибудь матери, даже если чиновника спрашивают на Совете судей: официально и в соответствии с законной процедурой, всё равно ответы выглядят грубыми, хотя и остающимися, можно сказать, в нормальной лексике.

А почему Свириденко так пренебрежительно отвечал? Потому что, предполагаю, заранее точно знал: если не удержится в зампредах Верховного суда, пересядет в зампреды Минюста…

Государственные ошибки

Государство — аппарат принуждения. Даже если государство декларирует какую-то «справедливость», то, во-первых, не обязательно соблюдает свои обещания, во-вторых, понимает справедливость по-своему, в своих интересах.

Государственная справедливость — это что-то совсем иное, чем простая человеческая справедливость.

Там, где главный признак — государственность, всё приобретает особый, подчас шокирующе обратный смысл.

Сравните: «дума» — размышление, мысль; обычные эпитеты: глубокая, печальная, высокая. Совсем другое дело — «Государственная дума»: она всякая, но не высокая, не глубокая.

Государственная справедливость — примеры известны.

В СССР с 1918 по 1987 год государственная справедливость отправила на тот свет десятки миллионов людей; точное число жертв не узнаем никогда.

Государство может ошибаться. Ошибки человека, даже если он адский маньяк, стоят жизни нескольким десяткам жертв. Ошибки государства — десяткам миллионов.

Руанда (тутси и хуту). За три с половиной месяца — миллион жертв.

Китай, культурная революция. С 1965 года до смерти Мао Цзэдуна в 1976 году — большинство источников утверждает: 100 миллионов пострадавших.

Камбоджа. С 1975 по 1978 год уничтожено около трёх миллионов жителей (мужчины, женщины, дети, старики — без разбора), 40% населения.

Мы добавляем к отечественной картине примеры из Африки и Азии, поскольку именно туда сейчас стремится Россия.

* Внесен властями РФ в реестр «иногантов».