18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ И ШТЕФАНОВЫМ АЛЕКСАНДРОМ АНДРЕЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ И ШТЕФАНОВА АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВИЧА.
— Что получают учителя вместе с учебником истории Мединского? Как они должны это всё вложить в головы уже достаточно взрослым людям, живущим в интернете?
— Учителям дают методические материалы. Там сказано, как вести урок по конкретной теме, сколько часов должно быть ей посвящено, какие цели и задачи. Но я вам скажу, что учителя обычно к этому не очень серьезно относятся. Плохие учителя просто пересказывают учебник. Хорошие учителя пытаются дать свою программу. Они могут заглядывать в методичку, но им это не очень важно. Более того, система очень перекошена в сторону ЕГЭ, поэтому хороший учитель будет стараться в 11-м классе детей к нему готовить.
Ну и представьте: раздел, посвященный спецоперации, это самый конец учебника. То есть изучать его будут в апреле-мае. Вы представляете, в какой степени детей в это время волнует материал учебника? Их интересует только сдача ЕГЭ. В этот период каждый хороший учитель дает немного своей уникальной методики, тут уже методички точно большой роли играть не будут.
— Но в этих учебниках и до раздела про спецоперацию много интересного и поучительного…
— Да, есть такое. Но все-таки самая пропаганда больше всего проникла именно в последний раздел, связанный с Путиным и СВО. Это просто как страницы газеты «Правда», вклеенные в учебник. В остальном у меня не очень много претензий к тому, как там описана история до 1960-х годов. Есть, конечно, странные моменты, но при этом в учебнике не очень много изменилось, это достаточно короткая выжимка, там в целом мало простора для творческой мысли авторов. Хотя меня позабавило, что воссоединение Германии названо аннексией.
— Да, в их версии ФРГ аннексировала ГДР.
— Знаете, если разбирать это только с фактологической точки зрения, то поспорить сложно. Но это, скорее, оценка. То есть чисто формально это можно назвать аннексией, но раньше такого не практиковали. Нигде, ни в одном учебном пособии я такой оценки не видел, это такой новый взгляд, предложенный Мединским.
— Вот цитата: «Аннексия ФРГ Восточной Германии вызвала эйфорию в немецком обществе. Однако вскоре стало понятно, что заявленное резкое «подтягивание» уровня жизни бывшей ГДР до уровня ФРГ не состоялось. Разрыв в качестве жизни сохраняется до настоящего времени». Учитель при этом должен объяснить, почему «разрыв в качестве жизни» вообще существовал, кто виноват в нем?
— Среднестатистический учитель, конечно, вряд ли это объяснит. Учителя очень мало знают о ГДР и ФРГ. Учителя истории в российской школе в основном под другое заточены. Повторю, система очень деформирована в сторону ЕГЭ.
Вопросы, которые не попадают на ЕГЭ, учителя в российских школах рассматривают крайне поверхностно. А на ЕГЭ 95% вопросов касаются истории России. ГДР и ФРГ там идут фоном.
Что касается этой «аннексии», то тут, мне кажется, такая ответка за Крым. Аннексией названо событие, которое у граждан «аннексированной» территории вызвало восторг. Вроде бы и аннексия, но все довольны, хотя в самом понятии аннексии есть негативный смысл, это нечто насильственное. И тут нас словно отсылают к тому, как условный Запад, то есть тот Запад, который существует в воображении авторов учебника, говорит о происходящем ныне. Думаю, тут из-за этого поменяли формулировку, хотя версии могут быть разные.
— Дальше в учебнике: «В 1990 г. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Реакция на неё в СССР была враждебно-холодной, в то время как на Западе отмечался его вклад в прекращение холодной войны». И вопросы по прочитанному: «Почему оценки результатов внешней политики М. Горбачёва в России и за рубежом различаются? Дайте им собственную оценку». После всего этого подросток должен дать действительно собственную оценку — или оценку правильную?
— Если бы речь шла о любом другом периоде, а не о конце XX века, я бы ответил: конечно, собственную. В целом такие задания добавлены в учебник для того, чтобы школьник порассуждал, чтобы учился делать собственные выводы на основании изученных фактов. Поэтому формально, конечно, он должен дать собственную оценку. Более того, в учебнике оценка Горбачева в целом, конечно, сместилась в негативную сторону, но она еще не ушла в полный негатив. Справедливости ради скажу, что там отмечены плюсы и минусы политики Горбачева. Видимо, авторы во многом хотели угодить Путину, а Путин-то как раз противоречиво отзывается о Горбачеве и о Ельцине. С уважением, но как бы не забывая об ошибках. Поэтому ученик, видимо, может порассуждать. Но авторы, конечно, подводят его скорее к негативному выводу о фигуре Горбачева.
— В учебнике несколько раз распад СССР называют, цитируя великих, величайшей геополитической катастрофой. И описывают это так: «В целом геополитическое положение нашей страны значительно ухудшилось. На западе границы на сотни километров были отодвинуты вглубь страны. Фактически они вернулись к границам середины XVII в.». Как детям объясняют, это «границы сдвинулись», если вообще-то речь идет о других странах? Или им теперь объясняют, что не только Украина, но и Латвия с Эстонией — это тоже Россия?
— Нет, все-таки всё не настолько плохо.
— А как еще толковать это: «к границам XVII в.»?
— Я понимаю, о чем вы говорите.
Но это все то же желание угодить Путину, который примерно так и высказывался. Дескать, была большая страна, большевики ее разделили на национальные республики… Конечно, это не так.
Процесс возникновения национальных республик на окраине бывшей Российской империи очень сложный, он не был просто искусственно запущен большевиками или какой-либо другой политической силой. Но сейчас мы говорим о нарративе. Нарратив Путина именно такой: была великая страна — Российская империя, большевики взяли и разделили ее на национальные республики. В этом учебнике авторы даже, говоря о Финляндии, сообщают, что она получила независимость из рук большевиков.
— Кстати, это как раз близко к правде.
— Это спорно. Из всех стран большевики признали независимость Финляндии первой, но она и так была очень самостоятельной республикой в составе Российской империи. И на момент признания большевиками ее независимости Финляндия уже минимум месяц была фактически независимой. Это было признание де-юре ситуации, сложившейся де-факто.
Если вернуться к манипуляциям в учебнике, то речь идет о том, что это были, конечно, республики, но все равно в составе нашей страны. Россия — это ведь продолжение Советского Союза? А теперь все эти бывшие республики — не наша страна, границы отодвинуты на сотни километров. Детей пока не учат тому, что Беларусь, Казахстан, страны Балтии и другие бывшие республики — это части России. Даже об Украине такого там нет. С горем пополам, но они все-таки рассматриваются как независимые страны. Хотя в учебник добавили историю про австрийский генштаб, где будто бы и была рождена Украина. Это, конечно, неправда, но эта байка отлично легла в их нарратив.
— Так детей все-таки учат истории или тому, как угодить Путину?
— Каждый, кто открывал этот учебник, наверняка заметил, что там очень много прямых цитат из Путина, хоть и не подписанных как цитаты. Авторы просто перекладывают высказывания Путина на язык учебного материала.
Конечно, такой взгляд на историю — он реваншистский, он полон ресентимента, это переживание по поводу того, что вот мы проиграли — и вот результат нашего поражения, но это нечестное поражение, нас обманули, а мы поверили.
— Возможен ли между учителем и учеником такой диалог, как был только что у нас с вами? Ученик: «Финляндию создали большевики». Учитель: «Это не совсем так, а вот как было на самом деле…» Может такое происходить на уроках истории сегодня?
— Конечно, это возможно. Не нужно думать, что учителя — это какая-то армия, в которой все возьмут под козырек и будут выполнять.
— Есть у учителей такая репутация. Согласитесь, ее не назовешь незаслуженной.
— И да и нет. Молодые учителя у нас очень свободолюбивые. Я знаю, как они преподают обществознание, а этот предмет часто преподает тот же учитель, что и историю. Молодые учителя часто отрываются на разделах про Конституцию, про свободу слова, про свободу собраний и так далее. На этом они, конечно, часто прививают детям «опасные» идеи.
— Это если детям повезло иметь таких учителей.
— В любом педагогическом коллективе, по моим наблюдениям, такие учителя есть, в том числе и по обществознанию. Человек, который выбрал для себя эти предметы, изучал в вузе историю, он изучал на базовом уровне право, в том числе и конституционное, потому что одна из главных задач предмета — дать школьникам представление о Конституции. И как он может сказать детям, что, мол, свобода слова — да, но отечество в опасности и так далее? Скорее он будет саботировать все пропагандистские намерения Минпросвещения.
— Я читала об одном мероприятии, на котором присутствовали студенты старших курсов истфака педагогического университета. Один из них требовал прекратить врать, что в Катыни поляков расстреливали сотрудники НКВД, и говорить правду о том, что их расстреливали немцы. Через год этот юноша придет в школу преподавать историю. Вот вам молодой свободолюбивый учитель.
— Конечно, я не могу говорить обо всех учителях. Но это очень популярное направление в современной российской, прости господи, исторической науке. Не знаю, насколько ее можно назвать исторической, но это такой красный ревизионизм, связанный с «Тупичком Гоблина». Знаете такой сайт? Дмитрий Пучков, он же Гоблин, собрал вокруг себя несколько десятков красных ревизионистов, имеющих разный уровень компетентности.
— Почему вы вообще заговорили об этом? Пучков-Гоблин — бывший мент без образования, а мы говорим об учителях истории.
— Потому что из этого «клуба Гоблина» многие черпают знания по истории. Этот клуб имеет некоторое влияние и в академической среде. И многие из тех, кто приходит к Гоблину, преподают.
Можно вспомнить Евгения Спицына, который, если не ошибаюсь, в МПГУ занимает одну из руководящих должностей.
— Советник ректора.
— Вот видите. Он ярый красный ревизионист, отрицает практически все негативное, что связывают с Советским Союзом.
— Мне-то казалось, что учителя истории должны черпать знания не на сайте бывшего мента, а, например, работая в архивах…
— Вы очень сильно переоцениваете компетентность педагогов-историков. Есть большая вероятность, что такой историк вообще ни разу не был в архивах. Возможно, сходил туда по одной-двум работам и больше не пойдет. Это человек, который не пишет регулярно научные работы. Он научился учить детей, это его главный навык. Для этого ему необязательно работать в архивах. Он прошел базовый курс источниковедения, но проходил его, скорее всего, на основе «Повести временных лет». Вы, мне кажется, идеализируете учителей.
— Правильно ли я поняла, что студентов истфака в педагогических вузах учат не просто учить детей, а их учат учить детей правильно поставить галку на ЕГЭ?
— Все-таки галки на ЕГЭ — это уже в прошлом. В экзамене давно появилась вторая часть, которая предполагает совсем другое. Пусть каждый, кто критикует ЕГЭ, попробует поотвечать в этой второй части. Если, например, школьник не умеет писать эссе, он не поступит ни в один исторический вуз, ему не хватит баллов. Критика ЕГЭ — это для меня вообще отдельная болезненная тема. В целом это неплохо работающая система, хоть и со своими нюансами.
— Я совсем не критик ЕГЭ, я как раз считаю, что он дал шансы поступить в вузы тем, кого в мое время могли тупо завалить на вступительных экзаменах.
— Именно так. Но и подготовка к ЕГЭ — это на самом деле довольно серьезный учебный процесс. И в школе ценятся учителя истории, которые именно готовят к ЕГЭ. Если учитель истории просто работает по методичке, он в своей среде будет считаться посредственным педагогом. Хорошая репутация будет у учителя, который умеет подготовить детей к ЕГЭ, у которого хороший средний балл по школе. К нему будут пытаться перевестись старшеклассники, он быстро наберет себе базу как репетитор.
Хорошо готовить к сдаче ЕГЭ — это идеал успешного учителя. И на методичку из министерства он как раз не очень ориентируется.
— В учебнике, который мы обсуждаем, говорится о том, что «Россия как правопреемник СССР сохранила статус ядерной державы». И нет ни слова, куда дели ядерное оружие другие республики, ни слова о Будапештском меморандуме. Если продвинутые школьники станут об этом спрашивать, что им должен ответить учитель? Или школьники сегодня не знают, что об этом надо спросить?
— Некоторые знают, я думаю. Споры в школьных аудиториях по поводу событий 2014 года довольно распространены. Дети ходят в интернет, дети что-то читают, кому-то родители могут рассказать про Будапештский меморандум, тогда они спрашивают об этом учителей. Или сам учитель достаточно продвинутый, чтобы упомянуть об этом. Но в учебнике это не дано, я думаю, сознательно. То есть у пропаганды есть ответ по поводу Будапештского меморандума, я бы не сказал, что это нечто такое, о чем нельзя упоминать. И упомянуть можно, и обойти пропагандистски. Но лучше, конечно, детям об этом не говорить. Это просто легче.
Тут есть такой неудобный момент: если рассказывать подробно о Будапештском меморандуме, то получится, что статус единственной ядерной державы на постсоветском пространстве России даровали Соединенные Штаты Америки и Великобритания.
Это очень неудобный факт. Они же нам вроде бы всегда хотят навредить, а тут придется признать, что они сделали нам такой подарок, отобрали ядерное оружие у украинцев.
Конечно, тут есть некоторые неудобства при выстраивании нарратива. Но если бы вы спрашивали об этом у автора учебника, он бы мог ответить что-то вроде того, что на такие второстепенные события объема не хватает.
— А почему в учебнике нет ни слова о гибели подлодки «Курск»? То есть слова «Курск» нет вообще — даже как названия города.
— Это очень странно. Вы уверены?
— Проверила контекстным поиском.
— Очень странно. Такой уровень меня поражает, это все-таки было очень значимое событие.
— Есть Беслан, есть Дубровка, а «Курска» нет.
— Это, конечно, примечательно, что они предпочли «забыть» о гибели подлодки «Курск». Видимо, решили, что это недостаточно важно.
— Или не захотели расстраивать самого главного читателя учебника?
— Может быть. Хотя могли ведь и оправдать этого читателя. В конце концов, на момент гибели «Курска» он находился у власти около ста дней. И ведь он тогда говорил вдовам моряков что-то в том духе, что он бы тоже хотел знать, почему флот в таком состоянии. Видимо, это такой обход негатива.
Это в целом то, что говорят об этом учебнике: побольше позитива, когда речь идет о событиях XXI века.
— Сейчас я вам свою любимую цитату прочитаю. «США и Евросоюз потратили огромные суммы на подготовку специальных образовательных программ по истории, так называемых «учебников». Ни сил, ни средств не жалели, дабы «перезагрузить нам мозги» (это их профессиональный термин), убедить нас в «извечной агрессивности и колонизаторской сущности» России». По моим представлениям, на этом месте старшеклассники могут, простите, заржать. И спросить, не перепутал ли кто-то страны?
— Действительно, забавно. Мне нравится, что западные учебники у них «так называемые», а их учебник — это какой надо учебник.
— Это не единственный такой пассаж. Вот вам из «Всеобщей истории»: «Сегодня любое инакомыслие на Украине жестоко преследуется, оппозиция запрещена». Так начинается параграф под названием «Украина — ультранационалистическое государство».
— Смешно, да… Многие из тех, кто прочитал этот учебник, помнят советскую школу. Тогда тоже рассказывали об угнетении прав и свобод трудящихся в гнилых западных демократиях, о фальсификациях там на выборах и так далее.
— Только тогда интернета не было, за границей мало кто бывал, сравнивать было не с чем. А тут 11-классники могут на своей шкуре знать, где «жестоко преследуется» инакомыслие, кого бьют дубинками на митингах и много еще чего.
— Боюсь, что тех, кто может это знать, в школах уже нет. Чисто математически: этим школьникам в 2023–24 годах исполнится 17 лет, а последние массовые митинги — это 2021-й, когда вернулся в Россию Навальный, а вообще-то 2019-й. Эти ребята тогда были еще маленькими для митингов.
— По нашему разговору мне кажется, что вы в появлении этого учебника большой катастрофы не видите, что ничего страшного по большому счету не произошло.
— Это действительно так. Конечно, это симптом тревожный, потому что идеология «развитого путинизма», которая на самом деле не очень идеологична, проникла уже и в учебники. Она там появилась, хотя пока обосновалась в относительно небольшом отрывке учебника, но она может разноситься и дальше. Если она будет разноситься дальше, это может стать началом очень неприятного процесса.
Но пока — если из того, что выложено в Сети, вырвать страницы, посвященные Путину, — останется относительно нормальный учебник. То есть по нему все еще можно учить детей. Как учитель я представляю, как объяснять все это детям, чтобы они получали нормальное базовое образование.
— Насколько та часть учебника, что посвящена событиям до спецоперации, отличается от изложения в старых учебниках, по которым дети занимались до сентября 2023 года?
— Отличается, но несильно. Акценты перенесены в сторону позитивного освещения всего, что касается Советского Союза, меньше внимания уделено негативным событиям. Их в основном не опускают совсем, но им посвящают меньший объем текста. Например, глава о «Пражской весне» практически не поменялась, оценки там всё те же: вводить войска — это было в целом неправильно, к Советскому Союзу стали с подозрением относиться на международной арене и так далее. Разве что объем этих минусов уменьшен, теперь школьник просто обратит на них меньше внимания.
Но вот так, понемножку увеличивая число положительных фактов о Советском Союзе и чуть уменьшая число отрицательных, постепенно меняют представления школьников об СССР. Это пока не столь критично. Здесь нет такого, что важные факты вычеркнули, а что-то вместо них добавили. Пока речь не идет о радикальном переписывании истории.
Конечно, мое внимание и внимание моих коллег привлекает в первую очередь глава, посвященная спецоперации, и все главы, связанные с Путиным.
Тут, конечно, мы можем веселиться, потому что на каждой странице можно найти фактологическую ошибку. Но в остальных разделах пока еще все не так плохо.
— А у меня такое ощущение, что все параграфы до того, где речь идет об СВО, должны были постепенно подвести к нему, чтобы школьник его уже читал с пониманием, насколько правильное решение принял Владимир Владимирович.
— Это так, если говорить о подводке к разделу о спецоперации. Там действительно описание всех 1990-х и нулевых дано именно для того, чтобы подвести к спецоперации, показать ее неизбежность, показать, что нам не оставили выбора и так далее. В остальном это все-таки не так, я не думаю, что ставилась именно такая задача.
— То есть, в итоге все будет зависеть от учителей?
— Именно от учителей. Но я еще раз хочу обратить ваше внимание, что все самое ужасное в этом учебнике школьники будут проходить в апреле и мае. И вот это просто выстрел в колено со стороны составителей, потому что выпускники этого изучать толком уже не будут. В мае 11-классники вообще не об этом думают. Если они не сдают историю, то в это время готовятся по другим предметам. Специфика школьного образования в России такова, что последние главы в любых учебниках, как правило, проходные — дети их не запоминают. А если кто-то сдает историю и на ЕГЭ ему попадется вопрос по последнему разделу, он ответит и без особой подготовки.
Я не думаю, что этот учебник вообще будет иметь серьезное влияние.
Нормальный учитель нормально преподнесет даже его, а плохой учитель может даже хороший учебник подать ужасно. Это, конечно, обидный вывод для авторов учебника, но вот он такой.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}