В День независимости Украины одному из немногих украинских активистов Карелии Андрею Литвину позвонили. Неизвестный мужчина представился журналистом зарубежного русскоязычного СМИ, объявленного властями РФ нежелательным, и попросил о встрече, чтобы поговорить о Сандармохе, мемориальном кладбище в окрестностях карельского города Медвежьегорска, где в годы сталинских репрессий были расстреляны несколько тысяч человек. Андрей предложил приехать к нему на работу и назвал адрес, где он в тот момент находился.
Однако вместо журналиста на встречу прибыли три человека в штатском и, быстро показав удостоверения сотрудников ФСБ, увели Литвина в машину.
цитата
Андрей Литвин:
«Когда мы сели в автомобиль, они сказали, что нужно заехать домой и забрать вещи. Только предупредили, чтобы я жене ничего не говорил. Когда мы приехали ко мне домой, они зачем-то вошли в квартиру втроем. Жена, конечно, испугалась, а я взял только зубную пасту и щетку. Потом они спрашивают, с собой ли у меня мобильный телефон. Возьмите, говорят, его и ноутбук. Еще флаг украинский, с которым я ездил на День памяти в Сандармох. «Что у вас еще украинского есть?» — спрашивают. «Вышиванка», — отвечаю. «Возьмите тоже».
Из дома Андрея Литвина привезли в Управление ФСБ по Республике Карелия на улице Андропова, где гражданского активиста встретил еще один сотрудник в штатском. Как предположил Литвин, это был какой-то начальник.
цитата
Андрей Литвин:
«Никто из них мне не представился. Молодой сотрудник рассказал в беседе, что он закончил в 2006 году исторический факультет Петрозаводского университета, а начальник, что тут недавно. Сам он из Волгограда, где уже навел порядок, и теперь будет наводить его в Карелии».
По словам Андрея Литвина, ему довольно ясно дали понять, чтобы он прекратил свою гражданскую активность. «Мне говорили, что Карелия — это «красная зона», а тут такая банда», — сказал в разговоре начальник. Это он нашу небольшую группу пенсионеров (участников группы поддержки исследователя Сандармоха Юрия Дмитриева. — Авт.) бандой назвал. Он мне прямо заявил, что его наша банда раздражает и флаг мой раздражает», — добавил Литвин.
Как сообщил гражданский активист, сотрудники ФСБ прямо при нем начали изучать его сотовый телефон и ноутбук. Особенно собеседников Литвина интересовали его контакты, и в разговоре они вспоминали не только участников группы поддержки Дмитриева, но также известных в Карелии блогеров и журналистов Наталью Севец-Ермолину, Георгия Чентемирова (оба объявлены в России иностранными агентами) и Глеба Ярового.
Как заметил Андрей Литвин, никаких процессуальных документов ему не показали и никаких обвинений не предъявляли. После беседы отпустили домой и вернули вышиванку, телефон, а также ноутбук со словами «Мы его вам усовершенствовали». У сотрудников ФСБ остался лишь украинский флаг, с которым Литвин каждый год приезжал на День памяти в Сандармох.
Сам гражданский активист считает, что сотрудники правоохранительных органов решили устроить в Карелии показательные силовые акции в отношении оппозиционных общественников.
Так, 17 августа в Петрозаводске был задержан еще один участник группы поддержки Юрия Дмитриева, блогер Алексей Трунов.
Его взяли вечером недалеко от дома и, ничего не предъявив, отвезли в отдел по исполнению административного законодательства управления МВД России по Петрозаводску. Там на блогера был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.3 КоАП. Формальным поводом для этого послужила ссылка на видео в YouTube с логотипом «Штабов Навального»*, признанным в РФ экстремистской символикой, которую Алексей Трунов разместил на своей странице в соцсети «ВКонтакте».
Однако после составления протокола блогера не выпустили на свободу, а оставили под стражей до суда, который состоялся на следующий день. Судья Наталья Тарабрина назначила Алексею Трунову штраф в размере тысячи рублей. Зачем нужно было для этого держать немолодого человека под стражей, сотрудники правоохранительных органов не объяснили. Очевидно, так в Карелии «наводят порядок».
* Признан властями РФ экстремистской организацией.