Традиционному ежегодному возложению цветов в память о начале «польской операции» НКВД* на Левашовском мемориальном кладбище 20 августа препятствовали всеми возможными способами. Администрация закрыла вход на кладбище, объявив «санитарный день» продолжительностью в четверо суток. А два десятка активистов «Волонтерской роты» встали у кладбищенского забора с плакатами: «Варшава! Руки прочь от русских памятников».
«Новая» рассказывала, что больше месяца назад с Левашовского кладбища убрали памятник польским жертвам политических репрессий. Зачем демонтировали монумент, где он находится и вернется ли когда-нибудь на место, неизвестно до сих пор. Официальные ответы о том, что памятник отправлен на реставрацию, ничем не подтверждены. Нет никаких доказательств, что памятнику был причинен урон, требовавший демонтажа. Депутатам и правозащитникам, еще в июле обратившимся с запросами в правительство города и в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, на сегодняшний день так и не предъявлено ни одной фотографии, ни одного документа.
Петербургские представители «Мемориала» (внесен в реестр «иноагентов» и ликвидирован. — Ред.), сотрудники польского, шведского, немецкого и норвежского консульств, а также Конгресс поляков в Санкт-Петербурге 20 августа планировали возложить цветы на опустевшее место. Но даже это им не удалось.
— Когда мы в минувшее воскресенье приехали в Левашово, оказалось, что там все закрыто, — сказал в интервью «Новой» генеральный консул Польши в Петербурге Гжегож Слюбовски. — Администрация кладбища объявила «санитарный день» с 19 по 23 августа. Кроме того, у забора стояли активисты «Волонтерской роты», которые нам мешали пройти на территорию кладбища или хотя бы передать венки.
Мы ничего больше не хотели, кроме как положить венки, что мы делали раньше каждый год. Но, видимо, кто-то очень хочет, чтобы мы там вообще не появлялись, чтобы там ничего не осталось, никаких следов, никакой памяти, чтобы никто ничего не помнил. Но зачем?
Это ведь были граждане Советского Союза. Это же место памяти и российского народа тоже. Это невероятно. Я не знаю, как это назвать. Я не понимаю этого. Еще мне непонятно, почему администрация кладбища ведет себя так, будто ее вообще не существует? Она ведь тоже должна сохранять это место. Но администрация кладбища даже не отвечает на звонки. Нет никакого контакта с ней.
«Новой» 21 августа тоже не удалось дозвониться до администрации Левашовского мемориального кладбища. На объявлении на воротах указано, что четырехдневный «санитарный день» необходим для инвентаризации деревьев, представляющих угрозу. Кстати, по одной из версий, высказанной месяц назад директором Левашовского мемориального кладбища Валерием Артёменко, многотонный памятник репрессированным полякам повредило сухое упавшее дерево. Хотя Смольный в то же время утверждал, что «памятный знак стал объектом нападения вандалов» — его якобы облили краской.
Люди, приехавшие на Левашовское мемориальное кладбище вчера, совершили молебен возле забора. Прочитали стихи польских поэтов, посвященные трагическим событиям 30-х годов. Венки и цветы они положили у входа на кладбище и разошлись.