Интервью · Политика

И в четвертый раз «Мерседес» покинул Россию 

Автоэксперт Сергей Асланян* объясняет, что автоконцерн на самом деле никуда не ушел и даже во времена СССР уходил только во время войны

Ирина Тумакова*, спецкор «Новой газеты»

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ И АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ И АСЛАНЯНА СЕРГЕЯ СТЕПАНОВИЧА.

Концерн Mercedes-Benz AG, как было сказано, окончательно ушел из России. Завод в подмосковном Есипове остановился еще в марте 2022 года, а там с 2019-го собирали cеданы E-класса и три разновидности кроссоверов. Тогда же завод в Германии прекратил экспортировать в Россию остальные модели, и компания объявила, что уходит из России. У дилеров стали заканчиваться запчасти. Минпромторг внес их в перечень для «параллельного импорта», но Евросоюз принял очередной пакет санкций, включающий эмбарго на ввоз в Россию автозапчастей, хотя они все-таки стали как-то появляться.

Через полгода после закрытия завода, в октябре, Mercedes-Benz еще раз объявил, что ушел из России, и выставил на продажу акции дочерних предприятий. Еще через полгода он их продал компании «Автодом», но оговорил возможность вернуться при случае, а именно — после отмены санкций. Договор с «Автодомом» предполагает опцион на выкуп акций.

На днях Mercedes опять ушел, на этот раз — уже очень сильно ушел. Он объявил, что отключает программное обеспечение бывшим своим дилерам, а владельцам «Мерседесов» — приложение Mercedes Me, теперь они не смогут управлять полезными функциями машины со смартфона и дистанционно присматривать за ней. Автоэксперт Сергей Асланян рассказывает, насколько далеко в четыре приема ушел Mercedes. Спойлер: он вернулся в СССР.

Сергей Асланян. Фото: Википедия

— Новость о том, что Mercedes-Benz унес с собой даже программное обеспечение, означает, что все, ушла эпоха? «Мерседесы» в России теперь не смогут ремонтироваться и вообще встанут? Что с ними дальше будет?

— Вы помните, что Советский Союз был создан ради равенства всех на свете, ради того, чтобы рабочие и крестьяне получили наконец-то орудия производства в руки и начали строить счастливое будущее для всех?

— Еще для того, чтобы богатых не было.

— Да-да, и чтобы не было богатых. И дедушка Ленин, который как раз был олицетворением справедливости и честности, переселился жить в Кремль и купил себе Rolls-Royce.

— У него был хороший вкус.

— Так вот, с тех пор ничего не изменилось. В 1924 году Москва закупила у «Мерседеса» первую партию легковых автомобилей, в том числе и в комплектации «скорая помощь». И на протяжении всей жизни советской власти «Мерседес» был главным придворным объектом вожделения. Советская власть без «Мерседеса» не жила ни дня. Как в 1924 году начала, так и продолжила.

В 1926 году с Торгово-промышленной палатой Германии был подписан договор о «Мерседесе» в России. В 1928-м в СССР началось производство «Мерседесов» на заводе в Ярославле. О чем, конечно же, никто не знает.

Прервалось присутствие «Мерседеса» в Советском Союзе» только в 1941 году, а в 1945-м возобновилось. И то были трофеи. 

Официально «Мерседесы» в России были всегда, потому что советская власть без них — ну не умеет. При Хрущеве, при Брежневе «Мерседесы» в Россию поставлялись официально.

Это были не какие-то тайные кулуарные экспресс-методы КГБ по добыванию «Мерседесов». Это были официальные покупки. Советский Союз за валюту их покупал, при этом декларировал, что борется с империализмом, что эти ужасные люди злоумышляют против СССР и не дают нам построить счастливое будущее всего на свете человечества. А «Мерседесы» они тем временем покупали.

— Когда у Владимира Высоцкого появился «Мерседес», об этом узнали его поклонники, это обсуждалось как еще одно невероятное достоинство великого артиста.

— Сначала у Высоцкого все-таки появилась Марина Влади.

— Это правда.

— Вот это было совсем невероятно, запредельно и недопустимо. А потом уже у него появились и BMW-пятерка, и «Мерседес-Е», и даже менты отдавали ему честь, потому что это был Высоцкий. Он был олицетворением страны.

У Высоцкого машины появлялись благодаря Марине Влади, это были не прямые поставки через государственные каналы. Ну и все, конечно, соглашались, потому что это Высоцкий.

Официально его партия не любила, но народ его обожал. Его все обожали, поэтому ему было можно то, что нельзя остальным.

Но «Мерседесы» в СССР поставлялись официально. Причем проклятый Запад для советской власти олицетворяла как раз Германия, она была главным антагонистом: вот у нас ГДР, а у них ФРГ, и Бонн злоумышляет, а американцы размещают свои военные базы в Европе, все это блок НАТО. Этот блок во все времена был очень плохо настроен к Советскому Союзу, всегда строил козни, и только Варшавский договор его сдерживал. И вот посреди всего этого пейзажа под риторику политической борьбы с Западом в 1973 году в Москве на проспекте Вернадского, дом 10/8, открылось представительство Mercedes-Benz.

Владимир Высоцкий рядом со своим легендарным «Мерседесом». Фото: rally36.ru

— Официальное?

— Представьте себе. Офис, немцы, советские специалисты, кагэбэшники под прикрытием. И официальные продажи «Мерседеса». Кроме того, была открыта техстанция по обслуживанию автомобилей «Мерседес» на Мосфильмовской улице.

— Сколько автомобилей они обслуживали? И сколько продавали? Или все это — ради членов Политбюро?

— Речь, конечно, не идет о тысячах экземпляров, нет. Просто сам по себе факт наличия официального мерседесовского представительства в Москве в 1973 году — это очень показательно. Это говорит о том, что советская власть без «Мерседесов» не умела. Ну никак.

Каналы, конечно, были разные. Например, была знаменитая история с офтальмологом Святославом Федоровым. Он был молодым хирургом, когда прогремел на весь мир: спас зрение очередному американскому миллиардеру. Его специально выпросили у советской власти, они прилетел в Америку, сделал операцию. И счастливый прозревший миллиардер сказал, что хочет отблагодарить его. Я, говорит, хочу подарить тебе «Мерседес».

Молодой Святослав Федоров побежал в посольство: представляете, говорит, какую провокацию затеял, «Мерседес» хочет мне подарить! Ему отвечают: ты ему скажи, что у нас тройная растаможка. Это правда было в три конца: есть инвойс — и плюс три цены сверху.

Федоров приходит к миллиардеру и говорит: ну вот — тройная растаможка. Миллиардер: «Я плачу́!» Федоров бежит обратно в посольство: совсем обезумел американец. Ему говорят: «Ну, он все равно не отвяжется, поэтому давай так. Пусть он подарит советской власти десять «Мерседесов». Сам их доставит в Москву, сам растаможит, тогда один твой, а девять — наши». Фёдоров приходит к миллиардеру, а тот ему: «Десять? Не проблема!» 

И в Москву была сделана поставка. Может быть, она была такая единственная. 

Поставили десять «Мерседесов» S-класса, 116-х, самых дорогих, самых шикарных. Один был у Святослава Федорова, он ездил на нем по Москве и пугал гаишников. Остальные — один у Громыко, министра иностранных дел, ну и как-то распихали еще восемь по ведомственным гаражам.

Другие поставки были, конечно, официальные. Численность их была небольшая. В 1950–1960-е годы — порядка 600 машин. И это за 20 лет. Но даже если 600 разделить на 20, то все равно получается, что поставки были регулярные. Конечно, они были не вопиющими, потому что советская власть все-таки…

Владимир Высоцкий на таможне пограничной заставы «Варшавский мост». Фото: Николай Сухов

— В каких-то рамках она все-таки себя держала?

— Как сказать… Сам факт, что вы завели у себя официальное представительство «Мерседеса», говорит о том, что ничего вы не соблюдаете. Но перед народом, по крайней мере, какую-то маску с доброй улыбкой пытались держать. Так что «Мерседес» в Советском Союзе был всегда. Во все времена. Потом началась перестройка, «Мерседес» пришел официально.

— А знаете, я пытаюсь вспомнить «членовозы» советского времени. В Питере были жалкие «Волги» или что-то еще крокодилоподобное. «Мерседесов» не могу вспомнить, а я в детстве любила машины, обращала на них внимание.

— Потому что ваш Питер — это хоть и столица, но все-таки вторая. А столица первая позволила себе такую роскошь, как «Мерседес» в ГАИ. Да, в Москве была парочка гаишных «Мерседесов». И вот они ехали с мигалками! Причем это был 116-й «Мерседес», S-класса, то есть самый дорогой, смотришь на него — и падаешь в обморок, а это гаишники едут по своим гаишным делам.

— И BMW были?

— Да, и если вы в Яндексе забьете «иномарки в ГАИ в СССР», то увидите их фотографии со старыми черными номерами. И это еще до Олимпиады, 1970-е годы. И «Мерседесы» точно так же, все фотографии есть в открытом доступе.

— А BMW как попадали в Советский Союз? Тоже официально?

— У BMW представительства не было, приходилось покупать разными окольными путями. Так же, как комплектовать гараж Брежнева. У него был переводчик, Брежнев вызывал его к себе в кабинет: вот тебе каталог запчастей, садись, работай, ты знаешь, что надо. И переводчик заказывал лично для Брежнева: масло моторное, масло для коробки, тормозные колодки, приводные ремни и прочее. Ну а КГБ с Министерством иностранных дел и Внешторгом все это дело организовывали. Да, BMW тоже были. Но «Мерседес» был все-таки объектом гораздо бо́льшего вожделения.

И вообще, 

иномарки в Советском Союзе были, только все добывали их по-разному. Например, Министерство иностранных дел проворачивало такой трюк: в посольствах за рубежом на балансе были машины, где-нибудь в условном Алжире — какой-нибудь условный Peugeot-504. Его списывали, и дальше было два варианта: продать на местном рынке или привезти в Москву.

Сегодня Германия поддерживает санкции, она их и продвигает, поэтому в конце февраля — начале марта 2022 года Mercedes-Benz прекратил поставки автомобилей, потом отключил сервисы от международной системы поддержки.

Леонид Брежнев и Иосип Броз Тито приветствуют толпу из салона «Мерседеса». Фото: fotostrana.ru

— Вы имеете в виду приложение Mercedes Me?

— Да-да, отключил его в России. Он отключил и тот протокол обмена, с которым можно было новую прошивку в машину установить, подключиться к «розетке» и залить свежую картографию в навигатор и так далее. Вот это все прекратилось. «Мерседес» уже год не торгует, свой завод продал «Автодому», его здесь нет. Это официальная картинка для тех, кто не в курсе.

— А на самом деле не так?

— На самом деле все это время, пока Германия борется с Путиным, Mercedes-Benz ни с кем не борется. Он спокойно поставляет машины в Россию.

— Как это?

— Автовозы приходят, разгружаются, машины обслуживаются.

— Так они ушли или нет? Или как в старом анекдоте: прощаются, но не уходят?

— Германия ушла, а «Мерседес» — нет.

— Не понимаю.

— В 2010 году был шикарный скандал. Американцы поймали Mercedes-Benz за руку и возбудили уголовное дело по факту дачи взяток в 22 странах «Мерседесом» — чтобы везде выиграть тендеры на поставку по госзакупкам для официальных госструктур. И «Мерседес» признался.

— Немцы? Взятки?!

— «Мерседес» признался в 22 странах, он признался и в России. Глава представительства Mercedes-Benz в Москве господин Зауер сказал: да, отрицать нельзя, мы давали взятки, чтобы Министерство внутренних дел России покупало у нас «Мерседесы», Министерство обороны покупало у нас «Мерседесы», администрация президента покупала у нас «Мерседесы». Сумма взяток — три миллиона евро. Не буду, говорит, отрицать, мы заплатили силовикам в Российской Федерации, чтобы они нас сделали победителями тендеров.

Уголовное дело возбуждено не было, потому что прокуратура Российской Федерации сказала: ну, немцы, конечно, давали, но мы же не брали.

— А куда делись три миллиона?

— Мы не брали. Ну… не брали. Всё. При таком бизнес-климате, как вы понимаете, грех уходить из России. Как же можно отсюда уйти?

— Им это так выгодно? Им важно само присутствие? Или им так нравится?

— Всё вместе. Ну и потом, 

в нашей стране все меняется через пятилетку, кроме президента. Все начальники полетели со своих мест, те, кто брали откаты, сегодня уже сидят, уже на их месте новые. А «Мерседес» — это навсегда.

Какой ему смысл уходить? У него горизонт планирования — как у китайцев, столетия. Он пришел в 1924 году и делал перерыв только с 1941-го по 1945-й. Потом вернулся.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

— То есть нельзя сказать «ушла эпоха» и все такое? Что тогда изменилось?

— А ничего не изменилось. Никто никого ниоткуда не отключил, никто не прекратил продавать, поставлять, привозить, обслуживать.

— А для народа?

— Знаете, дурака держат в дураках до тех пор, пока он этого желает. Люди, которые потребляют информацию об уходе «Мерседеса», — не его клиенты. Они узнают из телевизора: «Мерседес» гордо встал и ушел навсегда! Бросил на произвол судьбы. На самом деле он как продавал, как поставлял, как обслуживал, так и продолжает — ничего не изменилось. И не изменится.

— Если говорить не о руководстве и вообще лучших людях страны, а о каких-нибудь жалких пользователях «Мерседесов» А- или В-класса, их тоже обслуживают, как раньше?

— Конечно, все обслуживается. Вы приезжаете к тому дилеру, у которого любите обслуживать свой «Мерседес». И ваши проблемы спокойно решают. Там есть запчасти, там есть прошивки, есть подключение к глобальной сети, там есть всё. Хотя на вывеске может быть написано любое китайское слово. «Мерседес» может значиться как дилер какого-нибудь «Хавала».

— И приложение Mercedes Me в смартфоне работать будет?

— Может быть, вам предложат какой-то вариант. Какую-нибудь отдельную версию. Давайте, скажут, это будет так, будто вы это приложение сперли, а не мы его вам поставили. Как-то так. Но работать будет.

— Зачем тогда все эти заявления? Они же за год раза четыре объявили, до какой степени они ушли. Только что дверью не хлопали.

— А это уже политика. Мы же германская контора? Конечно, мы вместе со своим правительством, которое вводит санкции пакет за пакетом, мы же немцы, мы безукоризненно честные!

— Когда мы с вами говорили в прошлый раз, вы рассказали про концерн Volkswagen, который после ухода из России обнаружил, что у него вдруг выросли прибыли. Сейчас Honda объявила о таком же открытии. То есть они все в России что-то теряли. А «Мерседес»? Ему тут ничего не жмет?

— А этого мы никогда не узнаем в абсолютных цифрах. Но «Мерседес» спокойно, легко, не теряя присутствия духа, говорит: «МВД? Ну занесли мы туда три миллиона, подумаешь». И он непотопляем, потому что финансово он неуязвим. И значит, у него запас прочности просто невероятный.

Понимаете, 

сам по себе факт признания таких грехов — это уже сильнейший удар по репутации во всем мире. Немцы — взяточники?! И что? Даже американцы их тут же простили.

Они возбудили уголовное дело, «Мерседес» моментально договорился об официальном откате в казну 183 миллионов долларов, заплатил все штрафы — и пожалуйста. Минуточку, уголовное дело о даче взяток… Ну какое это преступление? Ну дали взяточку, ничего страшного. Вот вам штрафчик — и пожалуйста, торгуйте дальше!

— Почему «Мерседесу» так можно?

— Наверное, потому, что он самый главный на земле.

— Это объективно? То есть это просто имидж или это действительно такая машина?

— Машина — нет. Это как раз игра в имидж. Очень грамотно выстроенная стратегия: репутация незыблема, с гуся вода, об стенку горох.

— А как ведет себя их главный и ужасный конкурент BMW? Он может такое себе позволить?

— Нет. У BMW, если он поведет себя так, будут трудности, его заклюют. И BMW именно поэтому лезет во все ниши, создавая какие-то дикие машины — X1, А1, В1, С1… Чтобы быть везде. Иначе они упустят рынок. У них не настолько весомая репутация, чтобы не пытаться завоевывать рынок. «Мерседес» может себе позволить ошибки, он может себе позволить репутационные потери, а может наплодить какое-то количество уродов типа А- и В-класса. И при этом во всем мире репутация «Мерседеса» абсолютно незыблема.

— Сколько репутаций рухнуло просто из-за среднего качества какого-то отдельного товара! BMW в Германии сейчас страшно любят ругать. Почему для «Мерседеса» с гуся вода и об стенку горох?

— Трудно сказать. Наверное, дело в выражении лица: на нем — непоколебимая уверенность в собственном превосходстве. Такая чисто арийская физиономия. Как эсэсовцы в черной форме в «Семнадцати мгновениях весны»: 

Штирлица нельзя не любить. Этот фильм, юбилей которого мы отмечали 11 августа, 50 лет, показал другую войну. До Штирлица советские дети играли в русских и немцев, и немцем никто не хотел быть. После Штирлица уже было можно.

Кадр из многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны»

— Олег Табаков любил рассказывать, как потомки Шелленберга благодарили его за созданный образ интеллектуала.

— Да, мы эту историю слышали неоднократно, и нет дыма без огня, потому что в кадре были фашисты — лощеные красавцы.

— Но российские чиновники, которых теперь хотят пересадить на отечественный автопром, ездили до сих пор не только на «Мерседесах», но и на машинах подешевле, и эти марки ушли так ушли. То, что вы сейчас рассказали, означает, что теперь начальство будет ездить только на «Мерседесах»?

— Ну да, с ними мало кто остался, поэтому они будут вынуждены ездить на «Мерседесах».

— А как же отечественный автопром?

— Чиновники — они держат нос по ветру. Конечно, иногда они попадают под гильотину, поэтому должны быть особенно прозорливы. «Мерседес», в конце концов, будет стоять в гараже. Это как айфон: сколько ни сдавай его по требованию партии и правительства, он все равно будет.

Советская власть — она же всю жизнь была двуличная. Боролась с Западом — и обожала Запад. Боролись с джинсами — и покупали себе в «Березке» джинсы пачками. Ненавидели империализм — и мечтали съездить за границу в любую командировку. С тех пор ничего не изменилось.

Двуличие и лицемерие остаются признаками власти. И в Советском Союзе, и в России. Так что все атрибуты «престижа» останутся на своих местах.

* Внесены Минюстом РФ в реестр «иноагентов».