Они ехали после чудесных корсиканских каникул в Париж на собеседование в ENA (Ecole Nationale d'Administration, то самое престижное заведение, которое недавно претерпело ребрендинг и стало Национальным институтом). Эта Высшая политическая школа — запредельная мечта всех будущих политиков, альма-матер высокопоставленных государственных служащих Франции.
Мадлен (Ребекка Мардер) и ее бойфренд Антуан (Бенджамен Лаверн). Она — из простой семьи, он принадлежит к выходцам из «высших сфер». На пустой дороге возникает конфликт с местным беспредельщиком, Антуан тоже ведет себя небезупречно. Защищая возлюбленного, Мадлен его убивает. Преступление пара скроет. Выкопают яму на пустыре, где похоронят убитого вместе с оружием убийства, думая, что закопают здесь и свою вину, избавятся от мук совести.
Но в большой политике тайны становятся режущим и колющим оружием. Поэтому оригинальное название «Большие надежды», на мой взгляд, лучше подходит фильму, рассказывающему о крушении романтических надежд молодых амбициозных людей, мечтающих о политической карьере «с человеческим лицом». Мечтающих изменить реальность к лучшему, сделать мир более справедливым. А слова «равенство» и «братство» — не пустыми лозунгами.
В итоге они сами станут винтиками и пружинками политических интриг.
В роскошной вилле, арендованной родителями Антуана, Мадлен привлекает внимание его матери — члена парламента от социалистов Габриэль (Эммануэль Берко). Габриэль продолжает политическую карьеру, и ей нужна такая амбициозная, хваткая, талантливая помощница. Вместе они горы свернут, защищая интересы рабочих, которых угнетают алчные фабриканты.
Но Антуан тоже не тратит времени даром, он становится правой рукой министра труда, отстаивая интересы богатых.
Экслюбовники и экспреступники — как политические противники. А на войне, тем более подковерной, все средства хороши. Подвохи, мелкие и крупные интриги.
Грязное белье вывешивается на всеобщее обозрение. Доверительные отношения и тайные признания используются без зазрения совести… в карьерных целях.
Слушайте, ну какая совесть в политической игре, когда на кону не только карьера, но и жизненные интересы. Буквально «ничего личного».
Режиссер лихо смешивает жанры: детектив, политический триллер, любовная история, которая трещит по швам под градом неумеренных амбиций, трусости и подлости.
Есть здесь интересно решенная тема и взаимоотношений с родителями, которые всегда — тыл, последнее пристанище оступившихся. Которые не предадут. Даже если ты преступник.
Деклу («Продавец», «Мир вверх тормашками», «Мой герой») затрагивает и раскрывает сразу много любопытных тем. Например, противостояние старых и новых политиков. «Новые» умело используют силу нынешних «недовольных», участвуя в организации протестов и митингов. Говорят авторы и о непроницаемых стенах в самой демократической в мире Французской республике между социальными классами. Когда двери в высшее политическое общество перед людьми иного сословия не так-то легко открываются, в том числе и двери в элитарную Les grandes écoles.
Ведь Мадлен — дочь слесаря (великолепный Марк Барбе), которого она ну не то чтобы стесняется, но точно не демонстрирует. И видеться с ним старается пореже, пока именно отец не протянет ей руку помощи.
А Антуан — выходец из самых верхних политических слоев. И в трудную минуту мажор, разумеется, спрячется за спины своих родных сенаторов, депутатов и министров.
В главной роли восходящая звезда европейского кино Ребекка Мардер. И благодаря ей характер Мадлен переливается всеми красками: от самых чистых романтических тонов до темноты омута, в котором черти. Только что мы видели ее в криминальной комедии Озона «Мое преступление». По сути, новая роль перекликается с историей бедных девушек из фильма Озона, придумавших целый спектакль, чтобы обвести вокруг пальца французское правосудие.
На экзамене в ENA комиссия спрашивает Мадлен, понимает ли она разницу между тайной и ложью. Ответ уже готов… Но вдруг перед ее глазами возникает образ убитого корсиканца. Он обращается к будущему блестящему политику: может ли преступление быть служебной тайной? Хватит ли ей сил жить с этим грузом?
Или это она сама себя спрашивает о цене и пределах возможных компромиссов?
Больше о кино
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.