Комментарий · Политика

Беспилотники как листовки

Новые способы ведения боевых действия и военная пропаганда

30 мая 2023 года. Обломки беспилотника у жилого дома на Ленинском проспекте. Фото: Александр Щербак / ТАСС

Изначально новые методы ведения боевых действий в ходе СВО руководство Украины использовало по большей части не в военных целях — больше в пропагандистских и политических. В первую очередь это относится к беспилотным устройствам дальнего действия. Хотя в них и используются более чем на половину иностранные комплектующие, ответственные за самые важные функции, по конструкции и месту сборки это украинское производство.

Построенные по простым технологиям, такие дроны способны за счет использования самых экономичных двигателей достичь целей на дистанции до 1000 км. Но эти же характеристики не позволяют использовать их для серьезных ударов по защищенным военным объектам: не хватает мощности заряда. БПЛА UJ-22 или «Бобер» (последние модификации оборудуются уже защищенными инерциальными модулями высокой точности), использовавшиеся, например, для налетов на Москву и дальние области РФ, обладают очень небольшой грузоподъемностью.

Эти БПЛА дальнего действия можно назвать визитной карточкой ВСУ, о них пишут все мировые СМИ. Но в общем объеме применяемых устройств их немного.

БПЛА UJ-22. Фото: Википедия

В зоне боевых действий используется огромное количество других беспилотных средств самых разных конструкций, стоимости и уровня сложности. Это собранные «на коленке» из китайских запчастей или переделанные гражданские коптеры малой дальности с прямым управлением по радиоканалу, более тяжелые дроны самолетной схемы и тысячи устройств, поставляемых в рамках программ военной помощи.

Но БПЛА большой дальности всегда выполняли особую, не военную задачу.

Поначалу политическое руководство и командование ВС РФ не воспринимали их всерьез. Первые БПЛА дальнего действия ВСУ летели просто в направлении Московской области, часто они падали из-за собственных неисправностей и ошибок в проложенных маршрутах. Противостояние со средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ВС РФ неизменно оказывалось не в пользу Украины.

Далее украинские специалисты брали паузу, анализировали свои ошибки, улучшали конструкцию и комплектующие. Параллельно увеличивалось производство. 

Весьма скоро ситуация стала меняться: украинские БПЛА все чаще преодолевали средства электронной защиты и зоны поражения ЗРК.

Пожалуй, с 3 мая, когда два беспилотника типа UJ-22 или «Бобер» (обладают очень сходными характеристиками) взорвались над куполом Дворянского Собрания в Кремле, можно отсчитывать новый период в практике применения беспилотников. Он характеризуется значительным увеличением количества БПЛА в одном налете (до 20 штук) и регулярными прорывами отдельных дронов. Теперь командованием для ВСУ стал возможен выбор вариантов.

В результате все беспилотники, летящие на Москву, выбрали целью главные символы российской экономики и власти. 

Это была и есть главная задача — продемонстрировать гражданам Украины свои возможности, а также попытаться убедить граждан России, что боевые действия не только «где-то там».

БПЛА подлетели к офисам Министерства экономического развития глубокой ночью не просто так. Заряд в 3,4 кг в БПЛА, атаковавшем Москва-Сити, серьезного ущерба нанести не мог. И сотрудники правительства мирно спали по домам. Но светящееся облако продуктов даже небольшого взрыва ночью — огромный огненный шар, из которого получается великолепное видео. И он побил столько стекол, что наутро все крупнейшие газеты мира поместили эти фото на первые страницы.

В эти же сутки ВС РФ нанесли по целям на Украине множество ударов куда более серьезным оружием. И были обстреляны военные цели. А в заголовки попала пиар-атака на московский стеклянный небоскреб. И она достигла определенного результата. Жители престижных районов Подмосковья, через которые проложили маршруты для БПЛА, получили повод для бесконечных обсуждений в соцсетях, исподволь влияя на настроения своего окружения.

30 июля 2023 года. Последствия взрыва в деловом центре «Москва-Сити». Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

…До недавнего времени в применении морских безэкипажных катеров, управляемых по каналу спутниковой связи, складывалась схожая ситуация. Даже простое маневрирование российского корабля в условиях среднего волнения резко осложняло их задачу. 

Походы морских дронов на Севастополь были растиражированы вне всякой связи с их реальными результатами (до 5 августа их практически не было). Активно создавалось впечатление, что не имеющая пока серьезного флота страна ведет равную борьбу с Черноморским флотом.

Но главными задачами также были накопление опыта, анализ неудач (бухта Севастополя была вскоре перекрыта боносетевыми заграждениями, которые маломерные суда преодолевают с большими сложностями) и строительство более совершенных образцов. От модификации к модификации росла защищенность от воздействия средств РЭБ, устойчивость управления и масса боевой части. Теперь они могли добраться уже до Новороссийска.

Вооружение, в силу своего класса имеющее серьезные ограничения в применении против боевых кораблей, неожиданно для российских моряков получило четко очерченную специализацию — морские диверсии. Точнее сказать, маломерные безэкипажные суда Украины начали заново эту военную профессию осваивать. Воспользовавшись отсутствием боносетевого заграждения вдоль стратегического Крымского моста, украинское командование завело под его полотно дроны с гораздо более мощным зарядом. Результат вам известен.

Наконец, ударами морского дрона 4 августа у Новороссийска был атакован большой десантный корабль (БДК) «Оленегорский горняк». А на следующий день — ожидающий очереди на проход Керченского пролива танкер «Сиг», снабжавший по договору топливом российский контингент в Сирии.


Так ВСУ начали демонстрировать миру потенциальную способность угрожать торговым трассам Новороссийск — Босфор и Азовское море — Босфор. Пока это неявные сигналы страховщикам. 

Но мировая пресса уже активно пишет об этом. И хотя Украина покажет себя стороной, атакующей нейтральные флаги, страховщики могут прекратить сопровождение рейсов.

Таким образом (как и в случае с маломощными БПЛА дальнего действия) достигается не только задача военной пропаганды, но и оказывается реальное политическое давление после разрыва так называемой зерновой сделки. И производство дронов будет нарастать, сами аппараты — совершенствоваться, особенно учитывая невысокую стоимость таких беспилотников.