Владивосток. В тумане, скрывающем пилоны Золотого моста и центр города, из морской пучины встает Годзилла. Редкие прохожие даже не обращают на кайдзю внимания, а монстр аккуратно выплевывает из пасти на берег машину, похожую очертаниями на старенькую «Тойоту-Краун» и медленно уходит в сторону Японии. 30-секундный ролик, над которым уже неделю смеются автовладельцы-дальневосточники, жизнеутверждающе заканчивается словами: «Мы все равно найдем способ гонять тачки из Японии». И найдут. Но с каждым разом поводов для оптимизма все меньше.
…С учетом любимых на Дальнем Востоке моделей вроде Toyota Prius и Aqua, Honda Insight и Vesel (гибриды), Toyota Land Cruiser Prado и Rav-4, Nissan X-Trail и Qashqai, Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander и Delica, Subaru Forester и XV (и другие внедорожники разного класса с двигателями свыше двух литров) с дорог здесь постепенно уйдет больше половины авто. Пользователи массово снимают объявления с сайтов — «еще побегает». Цены растут. Автодилеры и перевозчики сейчас ищут, конечно, обходные пути — но пока все выглядит слишком дорогим удовольствием. Под ударом крупнейший авторынок страны — «Зеленый угол» (он еще от новостей про утильсбор не оправился, ведь там торгуют перепродавцы, и как им безболезненно обойти российские законы, тоже пока неясно).
Но есть надежда, что Токио «опомнится», ведь Россия, в основном Дальний Восток, только в прошлом году принесла Японии 1,8 млрд долларов (250 млрд иен), скупая бэушные и новые машины. Как отмечает газета Youmiuri, со ссылкой на торговую статистику Министерства финансов, в Россию в прошлом году вывезено около 200 тысяч подержанных автомобилей. «Из-за ужесточения правил стоимость экспорта, как ожидается, сократится примерно до 100 миллиардов иен», — пишет издание.