Недавно у меня с товарищем вышел спор по поводу литературы потерянного поколения. Что это такое? Можно ли объединять Хемингуэя, Ремарка и Фицджеральда под одной вывеской? Мой друг отстаивал точку зрения, что Селин не имеет к этим писателям ровным счетом никакого отношения. «Разве каждый художник, прошедший Первую мировую войну, — потерянный?»
Не каждый.
Но Селин, пожалуй, самый потерянный из всех.
Его «Путешествие на край ночи» — не манифест антигуманизма. Это вообще не манифест. Книга Селина — это констатация мысленного тупика. Отсутствия движения при абсолютной необходимости сделать первый шаг. Хроника умирания души.
Кажется, в наши дни нет литературы актуальнее.
Коротко напомню сюжет. Франция. Первая треть XX века.