Главный страх
Михаилу 52 года. Уже 15 лет он работает таксистом: сначала ездил по маршруту Мариуполь — Киев, потом, когда Россия пришла в Крым, стал ездить на полуостров: направление это оказалось более прибыльным, ведь альтернативы частным перевозчикам на нем не было. Да и теперь три ежедневных автобуса из Симферополя не вмещают всех желающих. Михаил берет 4 000 рублей с человека за поездку. В его минивэне 8 мест. Везет только до Мариуполя, и даже после трагедии на Крымском мосту, в Ростов возить людей не собирается — рынок перевозок в «ДНР» поделен строго, и в Ростовскую область из Мариуполя ездят другие таксисты.
— Я теперь, наверное, по 8 000 брать буду, — усмехается Михаил. — Брата вашего из Крыма валит… все места до 25 июля заняты. Сегодня (17 июля) вез людей на чемоданах — такая паника в глазах. Мост взорван, отдых испорчен — сорвались домой внепланово. Вместо пляжа — запорожские степи, блокпосты, проверки документов, БМП перед тобой тащится. Вместо восьми часов в дороге — все тринадцать. И это мы еще рано выехали — потом пробки, говорят, такие образовались — у-у-у. Голодные все, я говорю: «Может, остановимся поедим?» Они: «Нет, вези быстрее». Но в Бердянск все равно заехали — это они трясутся, а я-то мариупольский, ко всему привык, и мне жрать хочется. В Бердянске вышли, озираются — страшно. А чего там страшного-то? По городу уже месяц прилетов не было.
Здесь Михаил прав лишь отчасти: последние взрывы в Бердянске слышали 5 июля, то есть за 12 дней до подрыва Крымского моста. Но по информации российских властей, это были «вылеты», а не «прилеты» — работала ПВО. Впрочем, приехавшему на отдых в Крым жителю Тюмени или Красноярска разницы нет — военные действия для него до сих пор оставались где-то «там», в телевизионной реальности, но теперь он — среди них, и как тут не впасть в панику?..
— Безопасность гарантировать мы не можем: ни я, ни другие перевозчики. Безопасность могут гарантировать только мошенники. Ну, может, власти — да и то только если московские или киевские.