У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал — текст читает Ирина Петровская.
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал — текст читает Ирина Петровская.
Караулов-иноагент — почти такой же оксюморон, как еврей-оленевод из ставшего крылатым выражения покойного генерала Лебедя: «Генерал-демократ — все равно что еврей-оленевод». А «почти» — потому что генерала-демократа, как и еврея, пасущего в тундре оленей, никто в глаза не видел. А Караулов, вот он — ежедневно (а порой и по нескольку раз на дню) пасет народы на своем, как он говорит, официальном блогерском канале «Платформа Караулова». Впрочем, пасет он не столько народы, сколько власть в лице Путина, пытаясь доказать, что он-то свой, без лести преданный — в отличие «от всякой сволочи», государственных чиновников, которые сегодня взрывают страну, специально дискредитируя его, Караулова. «С кем останешься, государь?» — как бы вопрошает он, подобно сподвижнику Петра Первого Меншикову, попавшему в царскую немилость.
Караулов, кстати, так и говорит о себе — в третьем лице: «А игра идет крупная. Очень крупная. И дело не конкретно в Караулове… Это против людей». Что «это»? Да недавнее признание Андрея Караулова иностранным агентом, которое изумило и даже возмутило некоторых заслуженных иноагентов со стажем: мол, его-то за что? Кровавый режим не разоблачал, служил разным «царям», а Путину в особенности — верой и правдой. И нате вам.
История Караулова и трагикомическая, и архетипическая. Долгие годы сидел в «ящике» в образе эдакого Робин Гуда, поражая своими стрелами одних, вроде как зарвавшихся и заворовавшихся плохих царедворцев, и грудью вставая за других, чистых и светлых, как правило, сильных и очень сильных мира сего.
При этом репутация даже не в особо чистоплотном телесообществе была у него так себе, а если честно, хуже некуда, что, однако, отнюдь его не смущало. Ведь в личных друзьях у «журналиста-расследователя», как он сам себя называл, значились «лучшие люди нашего города». Не факт, что эти «лучшие люди» реально были его друзьями, но в благосклонности точно не отказывали: услуга за услугу, долг платежом красен… Десять лет назад юбилейный вечер телеведущего почтили своим присутствием и бывший мэр Москвы Юрий Лужков, и космонавтка-депутатша Валентина Терешкова, и писатель Александр Проханов, а также губернаторы, представители министерств и ведомств, «весь ядерный комплекс страны, все крупнейшие оборонщики», регулярно выступавшие в программе «Момент истины».
Со сцены Кремлевского дворца для юбиляра пели Кобзон и Басков, Цискаридзе станцевал «Послеполуденный отдых Фавна», а Василий Лановой посвятил ему стихотворение Пушкина «Пророк». «Такого Кремль еще не видел», — захлебывались тогда от восторга дружественные Караулову СМИ.
Именинник порадовал сановных гостей и собственным пением, но это… хмм… на любителя.
Ничто, как говорится, не предвещало. Но еще в 2016 году «Момент истины» убрали из эфира 5-го канала, отказавшись, как потом и остальные телеканалы страны, размещать у себя фильмы Караулова про Путина — спасителя России и Собянина, превратившего Москву в самый безопасный город мира. Видать, это был перебор даже для вполне сервильного к тому времени ТВ.
С той поры эта сладкоголосая птица Путина и Собянина к регулярному эфиру доступа не имела. А в ноябре прошлого года случилось и вовсе невероятное: в загородный особняк Андрея Викторовича (в отсутствие в стране его хозяина) пришли с обыском. Он тогда записал видеообращение ко всем ведущим мировым СМИ, в котором предостерег зарубежных коллег от скоропалительных выводов: «Это [обыск] не Путин сделал… Путин тут ни при чем. Мишустин ни при чем… Это специально делается. Вы что, не поняли? Сегодня только подлец может желать поражения своей стране. Я еще раз обращаюсь к журналистам. Мы сами во всем разберемся. В стране Путина очень легко найти правду. Очень легко найти справедливость… Какая гнида создает на ровном месте, из ничего образ страны, России, в которой невозможно жить, заниматься журналистикой, говорить свободно и прямо. Кто пытается перечеркнуть Караулова? Кто так ненавидит Путина?»
Логика очевидна: преследуете Караулова — метите в Путина. Путин хороший — бояре подкачали. Однако заговорщики-бояре не успокоились и продолжили свое черное дело — сначала объявив верного путинца в розыск и разместив во всех околотках ориентировку с его портретом на стендах «Их разыскивает полиция», а теперь и вовсе причислив его к стану врагов народа, то есть иностранных агентов. Черная метка. Оказалось, справедливость в стране Путина найти не так-то и легко.
«Исповедь иноагента», которую Караулов разместил на своей «Платформе», способна растопить самые жестокие сердца. В традициях старой актерской школы он, то повышая, то понижая голос почти до шепота, взывает к прогрессивной общественности: одумайтесь, оглянитесь вокруг, Отечество в опасности.
«Зачем такой скандал? И вообще — что происходит с Карауловым?.. Картина следующая. Есть люди, которые из штанов выпрыгивают — как хотят возглавить Россию. А вы с народом считаетесь? С Путиным, с Мишустиным? Нет, там своя игра. И какая! Караулов — разменная монета в этой игре… Скандал нужен, чтобы все вздрогнули, чтобы еще больше людей из страны сбежало… чтобы подорвать Конституцию, Основной закон, Путин-то гарант. С моей помощью взорвать… Сделать так, чтобы каждый сказал: если так можно с Карауловым — значит, так можно и со мной… Кто делает? Кто прет во власть. Я скажу! Я назову!»
Не назвал пока. Сохраняет интригу. Зато сообщил, намекая на источники из самого верха, что, по данным Минюста, он якобы получил иностранное финансирование из города Тимбукту, о котором никогда и не слышал (на самом деле, как известно из песни группы «Секрет», «в далекой бухте Тимбукту есть дом у Сары Барабу», а про карауловские капиталы там ничего не сказано). Возможно,
отчет Минюста составлял какой-то остроумец, припомнивший, что в доме Караулова когда-то жили крокодил и пираньи — отсюда и африканские мотивы в его деле. От трагического до смешного и тем более абсурдного всегда буквально один шаг.
А еще он поведал о намечающейся сенсации: якобы в департаменте, отвечающем за иноагентов, шум и тарарам. И все из-за того, что в последнем списке оказался столь именитый журналист и орденоносец, к тому же имеющий доступ к гостайнам «высшей категории». Ну и вроде как решили остановиться на Караулове, чтобы больше не смешить народ. Обратили внимание, что в минувшую пятницу новых иноагентов не объявляли? То-то же. Не исключено, что Андрей Викторович станет последним иноагентом — как в свое время Алла Борисовна стала последней народной артисткой СССР. Звание у Примадонны не отобрали (пока). Ждем, сохранят ли за Карауловым статус «последний иноагент России». Тоже по-своему почетно.
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал — текст читает Ирина Петровская.
В гостях у литературного критика Галины Юзефович на ее авторском канале — известный журналист, культуролог и философ Юрий Сапрыкин, который пытается осмыслить окружающую действительность через призму музыки, литературы, искусства. Речь в беседе идет о русском роке (почти все ветераны русского рока стали «иноагентами»), современной литературе (во многом — та же история), феномене журнала «Афиша».
Она защищает журналистов. Саму ее объявили «иноагентом», и в программе она детально объясняет, что такое «иноагентство» и почему это не просто плашка, которой все люди, признанные «иноагентами», обязаны по закону маркировать любые свои тексты и сообщения, но и реальное поражение в правах. Черная метка. Клеймо.
И снова — об «иноагентах», а также о диссидентах и врагах народа, как в разные годы называли инакомыслящих. Выдающийся психолог, педагог и публицист Александр Асмолов в студии канала «Но.Медиа из России» ищет аналогии не только в истории, но и в литературе. Абсолютным злом называет отсутствие альтернативы, но убежден, что и в самые тяжелые времена может быть найден выход. «Моя позиция — это позиция эволюционного оптимизма», — говорит он.
Журналисты канала «Редакция» проехали от Ростовской до Московской области той же дорогой, которой 24 июня прошли вагнеровцы. Журналистов интересовали эмоции и впечатления местных жителей, наблюдавших за событиями с обочины и мимо которых в буквальном смысле проехала российская история.
Основатель Фонда Немцова Жанна Немцова в большом интервью Анне Нельсон рассказывает о поворотной точке своей жизни — убийстве отца, о причинах отъезда из России, создании фонда Бориса Немцова, о важных событиях в собственной личной жизни.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}