Вика (Полина Агуреева) и Максим (Алексей Розин) — семейная пара со стажем. Непонятное напряжение между ними чувствуется с первых кадров, хотя формально все здорово: художница Вика преподает, вечером йога, только что сделали шикарный дизайнерский ремонт. Но вот в их провинциальный город является друг юности (Виктор Добронравов): дела в Москве шли не слишком успешно, пришлось вернуться. Приходит в гости с юной, только что встреченной на улице Алисой (Юлия Гревцова), работницей секс-шопа. В беседах тет-а-тет выясняется, что Вика и Максим давно хотят ребенка, но Максим бесплоден. И тут Алиса, которая привыкла жить как хочется и говорить что думает, предлагает настолько неоднозначное решение, что оно буквально парализует всех участников застолья… Девушка «со стороны» своим правдорубством сеет не только сомнение в сердцах обитателей дизайнерской квартиры, но и надежду: а может, еще не поздно все изменить, вдохнуть в уставшие меха жизни новый воздух?
Как и более тонкая, психологически точней и подробней выписанная «Большая секунда», «Меньшее зло» построено на диалогах, в которых раскрываются характеры, противоречивые взаимоотношения героев.
Вот, к примеру, Вика — интровертка, все свои мысли, переживания держит в себе. Осознает, что трудно жить с одним — любя другого, — который тебя любит. Или нет?
И надо бы решиться на крутой разворот в жизни, как юная Алиса… Но страшно жаль Макса. Он и впрямь хороший, надежный — вторая половина… Гордиться настоящими кирпичами модной стены — каждый старый кирпич почистили, подновили.
Макс — ощущение неустойчивости во всем. Будто занимает чье-то место… рядом с такой чудесной женщиной. На работе ценят. На столе хамон, малина с рынка, хороший сыр и вино. Живет в такой шикарной квартире после ремонта, сделанного своими руками. Отчего-то вспоминается нетленная картина Лидии Бобровой «Ой, вы, гуси…»: «Хорошо живем: ковер купили, холодильник справили и на книжку деньги кладем!»
Отчего же этот горький привкус неудачи?
Павлик — ерничающий инфантильный раздолбай, которому вроде бы все пофиг, но в какой-то момент и ему нестерпимо хочется такого же уютного покоя, ведь в юности у них был роман с Викой. Может, из-за этого он и уехал. Может, из-за этого и вернулся.
Алиса — странница нового поколения: с рюкзаком, в котором все необходимое, путешествует: из Томска в Ульяновск, теперь здесь осела, понятно, что ненадолго. Везде устраивается на временную работу, глотает жизнь столовыми ложками. Танцует — взапой. Одна без якоря — партнера. Без руля и ветрил. Но вроде и она в этом перпетуум-мобиле, неостановимом движении пытается убежать от юношеской травмы. От засасывающей рутины. Как только почувствует, что все повторяется… рюкзак в руки — и полный вперед!
Как ей не позавидовать?
В общем, снова экранизация любимой Шамировым темы: «Со мною вот что происходит».
В их разговорах много неловкости, неудобства… О причинах разрыва, неактивных сперматозоидах, о метаниях и депрессии. Свободе и комфортной несвободе. И ребенке — как способе обрести смысл жизни.
Они мучают друг друга, почти как персонажи пьес Олби, но там диалог — форма битвы, слова — колющее и режущее оружие… Шамиров — это Олби-лайт, все вполголоса-интеллигентно, вроде бы щадяще. «Хочешь я салат тебе сделаю?», «Я нашел твою любимую чашку».
Местами фильм напоминает манхэттенские разговорные комедии Вуди Аллена. И внутренние мучения героев — те же. «Здравствуйте, друзья, — битые осколки». А под маской терпимости и деликатности — проглоченный крик: все не так, жизнь катится-катится, а где же счастье?
В финале группа «Комсомольск»: «Мне так нежно и тревожно, мне так нежно. Мои глаза опять к тебе прилипли».
Больше о кино
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.