Сюжеты · Общество

Депортировать до смерти

Журналистку, обманом доставленную в Россию из Украины, Москва намерена выслать в Афганистан. А там талибы*

Максим Леонов, специально для «Новой»

В Петербурге готовится к передаче в суд дело в отношении 26-летней гражданки Афганистана Кобры Хассани, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 322 УК РФ (Незаконное пересечение государственной границы РФ группой лиц по предварительному сговору, до 6 лет лишения свободы). По мнению адвоката Елены Фадеевой, девушку, целый год содержавшуюся в СИЗО, пытаются второй раз наказать за одно правонарушение. Которое она совершила не по своей воле.

Кобра Хассани. Фото: соцсети

Родители Кобры уехали из Афганистана в Иран в 1996 году после того, как власть в их стране захватили талибы. Через год у них родилась дочь, которую назвали Кобра. После того, как в 2001 году США и Великобритания ввели в Афганистан войска и взяли под контроль большую часть страны, Кобра с родителями вернулись. Девушка окончила школу для девочек в Кабуле, поступила в частный университет на факультет международных отношений, занялась общественной деятельностью в сфере соблюдения прав человека и защиты афганских женщин. Эта деятельность привела ее в афганский филиал National Public Radio.

Журналистика увлекла Кобру, и вскоре она становится одной из самых популярных ведущих Afghanistan Youth TV (Молодежное телевидение Афганистана). Кобра вела передачи на социально-политические темы.

После возвращения к власти талибов в 2021 году семья Хассани снова бежала из страны. Кобра пыталась уехать в Германию, где живет ее жених, но смогла добраться лишь до Украины. В Киеве получила статус беженца, а чтобы не терять времени, пока готовились документы на въезд в Германию, поступила на экономический факультет Киевского госуниверситета.

Начало спецоперации, 24 февраля 2022 года, застало Кобру в Киеве. Она стала искать любую возможность покинуть страну и связалась с… мошенниками. Они за внушительную сумму в долларах пообещали Кобре и двум ее землякам переезд в Польшу. 

По словам адвоката Фадеевой, их усадили в микроавтобус и долго везли проселками, а потом высадили в Луганске.

Помыкавшись в Луганске, Кобра решила ехать хоть куда-нибудь. Когда подвернулась возможность попасть в Москву, она согласилась. Там были знакомые, которые могли помочь. Из Москвы Кобру и еще нескольких афганцев переправили в Петербург, откуда они должны были на корабле попасть в страну Евросоюза.

Кобра Хассани была уверена, что ее перевозят законно, что у сопровождающего имеются все необходимые документы для выезда из России и въезда в Евросоюз, заявила адвокат Мария Беляева интернет-изданию МР-7. Умысла совершать правонарушение, а тем более преступление, у нее не было.

В конце мая 2022 года Кобра Хассани и еще 14 человек были задержаны сотрудниками ФСБ в доме номер 7 на улице Двинская.


Елена Фадеева, адвокат обвиняемой:

— Первоначально их оформили в качестве свидетелей по делу о даче взятки. Деньги должны были быть переданы то ли таможеннику, то ли пограничнику за то, чтобы афганцы могли беспрепятственно покинуть страну. Когда выяснилось, что у большинства нет российских виз и штампов о прибытии, их доставили в Кировский районный суд Петербурга. Там Кобру признали виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 18.1 Административного кодекса РФ (КоАП, Нарушение режима границы РФ). После чего ее должны были доставить в спецприемник для иностранцев в Красном Селе (район Петербурга). Но вместо этого всего через сутки предъявили обвинение в совершении уже уголовного преступления по статье 322 УК РФ и поместили в СИЗО. Мне непонятно, каким образом за одно и то же правонарушение можно обвинить дважды, да еще и год держать за решеткой в невыносимых условиях.

СИЗО № 5 («Арсеналка») расположено в доме № 11 на Арсенальной. Это здание дореволюционной постройки. В 1992 году было переоборудовано в СИЗО для женщин и несовершеннолетних. По мнению питерских адвокатов, это самый отсталый по бытовым условиям изолятор в Петербурге.

О Кобре Хассани общественности стало известно после того, как в декабре прошлого года она познакомилась с общественной активисткой Ольгой Смирновой в конвойном помещении Кировского суда Петербурга, куда афганку доставили для продления срока содержания под стражей, а Смирнову привезли на очередное заседание суда (статья 207.3 УК РФ, «фейки» об армии).

— Тогда Кобре продлили арест на два месяца, — написала в письме для МР-7 Ольга Смирнова. — Это ее расстроило, поскольку на тот момент она уже восемь месяцев находилась в СИЗО. Она сказала, что всех обвиняемых по ее делу ждет депортация в Афганистан, и поскорей бы уже это случилось.

Я вам дословно скажу, чего она хотела, заявила адвокат Беляева. Ее слова такие: 

«Я готова один раз умереть в Афганистане — это лучше, чем каждый день умирать в тюрьме».

Это восточный менталитет, не совсем понятный нам подход к жизни. Хотя психологический срыв вполне понятен. В СИЗО к бытовым трудностям прибавляются социальные: Кобра не владеет русским языком, является носительницей другой культуры и при этом вынуждена терпеть мелкие издевательства сокамерниц. Кобра жаловалась, что ей не дают спать, пристают. Рукоприкладства не было.

Санкт-Петербург

* «Талибан» — организация признана террористической на территории РФ и запрещена.