Комментарий · Культура

Вечер в хату, мужики

Почему полицейский сериал «Невский» так похож на хронику текущих событий

Слава Тарощина, Обозреватель «Новой»

Кадр из сериала «Невский»

Ничто не предвещало появления нижеследующего текста. Вообразить, что по собственной воле стану писать о полицейской саге «Невский», могла только в состоянии легкого помешательства. Тем не менее — пишу. И вот почему.

Как-то попала на криминальный триллер «Хрустальный», и не могла остановиться. Это невероятно тяжелый фильм, который невозможно не смотреть. Открыла для себя большого актера Антона Васильева. Решила узнать, где он еще снимался. Оказалось, в сериале «Невский». Борьба мотивов длилась недолго. Интерес к Васильеву победил нелюбовь к ментовским эпопеям. Здесь, собственно, и начинается сюжет.

***

«Невский» — не просто сериал, а некая субкультура. Успешный проект о шести сезонах, жесткий и мрачный, поражает неофита вроде меня полным несоответствием генеральной линии телевизора. Язык сегодняшнего официоза — язык триумфа: в стране все хорошо, а будет еще лучше. «Невский» победительная стихия обходит стороной.

Кадр из сериала

Когда я только внедрялась в сериал, с трудом отличала борцов с преступностью (особенно если они в штатском) от объекта их титанической борьбы. Первым делом мой лексический запас засверкал красками блатного жаргона: «холодный» — труп, «приделать ноги» — следить, «тяжелые» — группа захвата, «терпила» — вечная жертва, «вечер в хату» — тюремное приветствие. Бандиты и стражи порядка говорят на одном языке, в полном и переносном смысле слова. Первые делят город на сферы влияния (в каждом районе свой смотрящий), вторые делят должности, чины, деньги. Высокие договаривающиеся стороны, включая генералов и их московских боссов, встречаются на пустынных брегах Невы. 

Если суровые мужчины цедят сквозь зубы: «Я вас услышал», значит, сделка не состоялась. Если все хорошо, суровые мужчины молча передают собеседникам наличные.

Московским полагаются баулы с деньгами, остальным — пухлые конверты. Даже в тюрьме, куда попадает главный герой, повестка дня состоит из двух вопросов: кому платить и с кем договариваться. Суммы значатся почему-то не в крепких рублях, а в умирающих долларах.

На тропу войны с беспределом выдвинулась группа бывших спецназовцев под ником «Архитектор». Они с бульдожьей хваткой, без суда и следствия, борются с преступниками. Иногда пульнут не в того — с кем не бывает. Стражи порядка уже шесть лет ловят таинственных киллеров, но пока безуспешно.

***

Такова вкратце фабула вышедших серий, чье количество подбирается к цифре 200. Разумеется, в этом новом дивном мире я задержалась не ради тайн бандитского Петербурга. Показалось, что в каких-то наиболее интересных поворотах сюжета дымится обжигающая правда. И тогда повествование становится похоже на хронику текущих событий. 

В сериале есть приметы времени — от ковида до импортозамещения. Одна из них прямо-таки интригующая. Погоняло самого отмороженного киллера из «архитекторского» сообщества — Музыкант. Что это: намек, дань мейнстриму, случайное совпадение?

Хотя какая разница. Образ выразительнейший. Изящный господин с иезуитской ухмылкой на устах и скрипичным футляром в руке — прирожденный убийца. Музыкант работает вдохновенно, не только за деньги, но и по зову сердца.

***

С апреля начался шестой сезон. Он снимался уже в новую эпоху после начала СВО. Заранее сочувствовала сценаристам, мол, что они будут делать с поголовьем оборотней в погонах? Вон Соловьев, рупор эпохи, надрывается, криком кричит: во время СВО вся судебная система должна быть кристально чистой. Должна, но в «Невском» пока не получается. И даже напротив, мрак беспредела там сгущается от серии к серии.

В новом сезоне многофигурная композиция силовиков приобрела драматургическую завершенность. На одном полюсе — Евгений Арсеньев. Возглавлял ОВД «Невский», накосячил — повысили до начальника главка. Там наследил — возглавил комиссию по борьбе с коррупцией при питерском губернаторе. Снова прокололся, теперь идет в депутаты, и нет сомнения: такой дойдет. Генерал-майор Арсеньев крышует все, что движется, скупает дома и заводы, торгует наркотиками, включая паленый смертоносный кокаин. И даже после всех отставок не устает повторять: запомните, это мой город. Он прав — его.

Кадр из сериала

На другом полюсе — Алексей Фомин, он же Фома, криминальный авторитет. Был смотрящим на Невском, потом подмял под себя весь Питер. Арсеньев и Фомин — враги. Но в любом их столкновении носитель блатной морали оказывается на голову выше носителя морали официальной.

Окунувшись, повторяю, впервые в сериальный мир, поняла, какая это сложная задача — тянуть одного и того же кота за хвост шесть лет подряд. В новом сезоне кот явно нуждается в реанимации. Стратегический запас сюжетных и психологических ходов стремится к нулю. Но с чем уж точно повезло создателям «Невского», так это с кастингом. Александр Саюталин с острым, как скальпель, лицом видит в своем Арсеньеве не просто абсолютное, то есть карикатурное зло, а нечто иное. Он — подпольный человек, эдакий микс Свидригайлова и Смердякова. Веселый цинизм и застывшая брезгливая маска на лице родом оттуда, из глубин.

Хорош и Дмитрий Паламарчук в роли Фомы. Он дважды умирал и дважды воскресал, без него интрига каменеет. Отыграть такие чудеса — высший пилотаж, но Паламарчук справляется. Криминальный авторитет, всегда элегантный, как рояль, умудряется оправдать своего героя даже тогда, когда сценарий осыпается карточным домиком.

Дмитрий Паламарчук в роли Фомы. Кадр из сериала

***

А теперь возвращаюсь к Антону Васильеву, с которого начала. Без него сериала не было бы. Васильев — отдельное лицо российского кино. В нем ощущается трагизм существования. Он не играет простого мента с окраины, которым его герой Павел Семенов некогда был, или начальника уголовного розыска по центральному району Питера, которым он стал. Уверена: он вообще работает поверх текста. Об уровне сценарного мышления создателей «Невского» я уже имею представление. У Васильева уровень другой.

Его тема — «холод жизни». Он единственный честный человек в пестрой компании правоохранителей. И все его коллеги это знают. Стоит ли говорить, что именно майора Семенова по ложному обвинению сажают в самые что ни на есть «Кресты»? Он предан работе, но плохо совместим с системой. У Семенова, как сказал бы Достоевский, «душа читается на лице», а уголовный розыск нуждается совсем в других специалистах. Как разрешится конфликт, не знаю. Но знаю точно: то, что делает Васильев в сериале «Невский» — искусство.

Кадр из сериала

***

Движемся к апогею. Оказывается, сериал понравился главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. Он даже провел творческую встречу с коллективом «Невского» и наградил отдельных ее представителей ведомственными медалями: «За содействие». Речь Бастрыкина была содержательной. Отдельно он отметил «реализм сюжетной линии»: «Благодаря таким фильмам формируется положительный облик офицеров, верой и правдой служащих интересам общества и государства». Решила уточнить, наградили ли Васильева. Наградили. Видеоотчет СК о творческой встрече начинается с его крупного плана. Ничего более выразительного, чем полуулыбка майора Семенова в присутствии столь высокого начальства вообразить невозможно.

Кажется, мы с Александром Ивановичем смотрели разные сериалы.