У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал, текст читает Ирина Петровская.
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал, текст читает Ирина Петровская.
«Не ходите, дети, в Африку гулять. В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы…» Ирина Шихман*, автор ютуб-канала «А поговорить?» не вняла заветам доброго сказочника и отправилась-таки в Африку. Не опасаясь ни акул, ни горилл. Потому что в Руанде, небольшой африканской стране, где она оказалась со съемочной группой, люди на своем жутком опыте поняли: страшнее человека зверя нет.
Зачин-то у Шихман почти сказочный. Примерно такой:
жили-были много лет по соседству два братских народа. Говорили на одном языке. Слушали с детства одни и те же сказки. Оба — христиане. Ходили друг к другу в гости. Создавали семьи. Рожали детей. А потом эффективная и действенная пропаганда растолковала одному народу, откуда готовилось нападение на него другого народа.
И объяснила, что если бы не мы первыми начали, то они бы…
Документальный фильм-расследование Ирины Шихман «Как пропаганда может рассорить любой народ» рассказывает о хуту и тутси — двух братских руандийских народах, которые в один ужасный момент стали лютыми врагами. Нет, не так. Их сделало лютыми врагами правительство хуту, определившее тутси главными супостатами Отечества. Дело было за малым: убедить хуту, что тутси — корень всех бед Руанды, да и вообще это не люди, а тараканы, а тараканов надо давить без всякой жалости.
Один из самых страшных геноцидов в истории человечества случился не в какие-то там стародавние времена, а в 1994 году. Всего за три месяца в Руанде было уничтожено около миллиона человек. По скорости убийств эта трагедия в пять раз превзошла Холокост, и вскоре о ней с содроганием узнал весь мир.
Шихман с группой приехала в Руанду, чтобы расспросить людей, переживших геноцид, что это было и как ТАКОЕ стало возможно в ХХ веке. Среди героев фильма — и чудом выжившие жертвы, потерявшие родных, и убийцы, осужденные за геноцид, а теперь живущие бок о бок со своими жертвами.
Один из таких убийц, мужчина средних лет, представитель народа хуту, вспоминает в интервью: «Нам с утра до вечера говорили по радио, что тутси — наши враги и мы должны охотиться на них с утра до вечера: «Выходите на улицы! Убейте их!» В тот момент не было никаких эмоций. Я был как робот».
Рефреном через весь фильм проходят сохранившиеся записи передач двух радиостанций — «Руанды» и «Свободного радио тысячи холмов», — под призывы которых одни люди шли убивать, резать, насиловать и грабить других. Лающие из приемника голоса пропагандистов убеждают своих слушателей: «Они [тутси] прячутся среди народа. Их сообщники проникли всюду. Этих «тараканов» в изобилии в нашей стране. Все за оружие! Тараканам нет спасения!»
Независимый руандийский журналист вспоминает, что пропагандистом на радио работал даже университетский профессор из Канады. Он доказывал, что тутси пришли из Эфиопии, поэтому их надо сбрасывать в реку, которая унесет тутси домой. Простые граждане, слушая его, думали: не могут же такие умные люди врать или ошибаться.
Были и «хорошие хуту», которые не поддерживали убийства тутси. Их тоже убивали — как «пятую колонну», как врагов народа. Так расправились с одним неугодным журналистом — якобы за то, что он нарядил свою собаку в национальный флаг. Правда, потом выяснилось, что у него и собаки-то никогда не было. Ирина Шихман вспомнила по аналогии «распятого мальчика». Методы пропаганды всегда и всюду одинаковы, соглашается ее собеседник.
В октябре 2022 года в Гааге начался трибунал над 87-летним спонсором и медиаменеджером «Свободного радио тысячи холмов» Фелисьеном Кабугой, который многие годы скрывался во Франции и старался все забыть как страшный сон. Главный вопрос суда: так ли уж сильно слова повлияли на действия? Африканист Николай Щербаков в фильме свидетельствует: радио в Африке в отсутствие регулярного телевещания до сих пор чрезвычайно значительный инструмент воздействия. А на главный вопрос суда в Гааге ответил доцент-экономист из Гарварда Дэвид Янагизава-Дротт, который научно рассчитал зону покрытия кровавой радиостанции. Руанда — страна гор и холмов. В некоторые деревни сигнал просто не доходил. Зато в зоне устойчивого приема убийств было значительно больше. По подсчетам Дэвида, пропаганда увеличила число жертв на 100 тысяч человек. Да, слова убивают. И это не просто метафора.
«А как в Руанде сегодня со свободой слова?» — интересуется у местных Ирина Шихман.
«У нас сейчас в стране проблем нет, поэтому сложно найти СМИ, критикующее правительство. Люди счастливы. Их все устраивает — и режим, и законы», — отвечают журналисту собеседники.
«В мировом рейтинге свободы слова Руанда занимает 136-е место. Россия — на 155-м», — приводит в финале впечатляющие цифры Ирина Шихман. И весь ее фильм — информация к размышлению и предостережение: «Не ходите, дети…» Бойтесь не крокодилов, а условных «хуту», которые призывают к расправе над безвинными «тутси». Впрочем, за примерами необязательно ходить в жаркую Африку.
Угадай «хуту»: «Эту сволочь надо брать за задницу — и в тюрьму… Казнить надо… Эту мразь конченую взять и расстрелять… Вот эта нацистская пропагандистская дрянь должна здесь гнить в тюрьме… Тебя расстрелять надо, тварь. Вытащить за уши в Россию — и здесь к стенке поставить… Всех в мешок — и в Россию… Возрождать СМЕРШ. Возвращать смертную казнь… Беспощадно уничтожать врагов в любой точке мира… Мы будем делать все, чтобы вы, черти, вздрогнули и в котле варились!»
Имена и фамилии людей, подвергшихся в эфире поношению одним особо выдающимся «хуту» местного разлива, я опустила. Но сразу вспомнила незавидную судьбу самой кровожадной радиоведущей Валери Бемерики, о которой рассказала Ирина Шихман. Пропагандистка не только открыто называла имена и адреса еще не убитых тутси, но и призывала не тратить на врагов пули, а просто резать их на куски. В 1999 году ее поймали, судили и дали пожизненное. Бродит теперь в оранжевом балахоне по тюремному двору. Старуха уже. Наверное, не понимает, за что с ней так.
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал, текст читает Ирина Петровская.
Как пропаганда может рассорить любой народ». Грандиозная работа. И не только про Африку. Смотреть обязательно.
Очередной выпуск цикла «Командировка». Продолжение истории старшего лейтенанта из Мурманской области Дмитрия Васильца, который отказался участвовать в СВО. Теперь его за это судят. Журналист Татьяна Брицкая встретилась с ним накануне суда.
Внеочередной выпуск Внеочередной выпуск «Редакции/Контекст», посвященный взрыву в петербургском кафе, где, как известно, погиб военкор Владлен Татарский. Журналист Илья Егоров в буквальном смысле по горячим следам анализирует факты и первые версии случившегося.
Герой нового выпуска Юрия Дудя* Рома Либеров — режиссер, продюсер, автор фильмов о Мандельштаме, Ильфе и Петрове, Довлатове, Платонове, Бродском. Его главная тема — жизнь свободного человека в несвободной стране.
Ксения Собчак встретилась с Лаймой Вайкуле в Израиле, где у певицы проходят гастроли. Сама Собчак в этом интервью очень раздражает тем, что бесконечно перебивает свою героиню, пытаясь склонить ее к обсуждению былой «конкурентки» Аллы Пугачевой. Но Лайма и раньше никогда не мерилась с Примадонной ни славой, ни народной любовью, а теперь — тем более. Куда интереснее ее размышления о происходящем сегодня в России, Украине и родной Латвии, а также ее мысли по поводу уехавших и оставшихся на родине звезд.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}