Сюжеты · Политика

«В чем ваша вина, узнаете в суде»

В Петербурге — новый подозреваемый в дискредитации вооруженных сил РФ — 73-летний фотограф

Нина Петлянова , соб. корр. «Новой газеты», Петербург

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

К 73-летнему петербургскому фотографу Валентину Никитченко, на протяжении нескольких лет снимающему участников петербургского протестного движения, вчера явились с обыском сотрудники силовых структур. На словах они объяснили, что Никитченко «дискредитирует российскую армию, поэтому будет сурово наказан». Однако никаких документов фотографу правоохранители показать не удосужились.

Для фотографа пока загадка, в чем конкретно его обвиняют? Единственная претензия, которую, по мнению Никитченко, ему можно было бы предъявить — герои его снимков. С весны 2022 года он посещает в Петербурге все процессы по т.н. «политической» статье 207.3 УК РФ.

О случившемся с ним Валентин рассказал в Московском районном суде Петербурга — перед вынесением первого приговора по делу о «фейках» Олегу Белоусову.

— Ко мне пришли не в 6 утра, следуя злой традиции, а около полудня, что уже радует, — иронизирует Никитченко. — Позвонили в дверь, представились, предупредили: если не открою, дверь выломают. Я спросил: может быть, повесткой вызовете? Но вместо ответа послышался угрожающий стук.

Никитченко не стал рисковать и впустил визитеров в квартиру. Позвонить адвокату не успел. Оперативники пригласили понятых и начали обыск. У Никитченко изъяли всю фототехнику и фотоальбомы, ноутбук, флэш-карты, мобильный телефон. Затем доставили на допрос в следственный отдел.

— О чем только меня не спрашивали, — сказал Валентин в интервью «Новой газете». 

— Про политику, про финансирование проектов Алексея Навального, про специальную военную операцию, само собой, про отношение к президенту Путину, про содержание сайтов, на которых я размещал фотографии.

Однако я никогда нигде ничего не писал, это не мое призвание, — подчеркивает Никитченко. — Я не получаю денег за то, что я делаю, ни копейки. Больше того — за 73 года жизни у меня произошел первый контакт с полицией. После допроса в отделе я спросил у следователя: а в чем в итоге меня обвиняют? Что мне за всё это будет? Но строгая дама в сером мундире только улыбнулась и ответила: «В суде узнаете».

В пресс-службе петербургского управления МВД по Петербургу и Ленобласти и в региональном ГСУ СК комментировать обыск у Валентина Никитченко «Новой газете» отказались.

Посмотреть работы Валентина Никитченко можно здесь и тут.