У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал, текст читает Ирина Петровская.
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал, текст читает Ирина Петровская.
Век живи — век учись. Мы давно и с легкостью произносим непривычное для нашего языка и уха слово «ютьюб» или «ютуб», не задумываясь, что оно означает в переводе с английского. Пришло время восполнить этот пробел в образовании. В буквальном переводе — уou — «ты» или «вы», tube — труба. А YouTube — это каламбур, в основе которого жаргонное название телевизора: bube tube — «телик», «ящик». Значит, говоря по-русски, ютуб — это сам себе телевизор. Сам себе автор, режиссер, продюсер, редактор. Сам себе и зритель. Хочешь — делай свое ТВ. Хочешь — смотри то, что сделали другие, и не строго по расписанию, а в любое удобное для тебя время. Свобода.
В России превращение ютуба в свободное пространство для новых медиа происходило так стремительно, что сейчас даже трудно восстановить хронологию. Сначала эту платформу осваивали видеоблогеры, и ютуб казался многим очередной модной игрушкой для молодых.
Между тем пространство свободы на традиционном ТВ неуклонно сужалось, схлопывалось, и постепенно с телеканалов стали вытеснять самых ярких, а значит, и независимых, своенравных журналистов.
На свободу они уходили с чистой совестью, но с тяжелым сердцем.
Катерина Гордеева*, которая покинула НТВ в 2012-м после показа там позорных «Анатомий протеста», с горечью признавалась: «Откровенно говоря, я не знаю ни одного профессионального тележурналиста, лишившегося в последнее десятилетие работы на федеральном канале, который не хотел бы вернуться. Я бы тоже хотела».
В 2017-м (да-да, всего лишь шесть лет назад) на ютубе взошла звезда по имени Дудь*. Он тоже вкусил прелестей федерального ТВ и в 2016 году даже был признан журналом GQ «Человеком года» в номинации «Лицо из телевизора».
И вот «лицо из телевизора» стало «лицом из ютуба», по сути, положив начало независимой профессиональной журналистике на новой платформе и проторив дорожку туда для коллег, которые ушли из старого ящика. Феномен Дудя еще предстоит осмыслить медиааналитикам будущего. Миллионы просмотров практически с первого выпуска канала. Не иссякающий интерес самой разношерстой аудитории: молодой и не очень, образованной и так себе… Что такого особенного было в этом взлохмаченном нахальном парне в рваных джинсах, что к нему на интервью очень скоро потянулись один за другим не только модные в молодежной среде рэперы и блогеры, но и мастодонты, мэтры, випы? Скажу лишь о том, что на поверхности: живой интерес к любому из собеседников, природное любопытство, свобода в выборе героев и тем для разговора… Невиданная доселе прямая и честная обратная связь с аудиторией… просмотры, комментарии. И вот еще:
Юрий Дудь как будто наводил и наводит мосты между разными поколениями «подсевших» на него зрителей. Взрослую публику знакомит с кумирами молодых. Молодую — с лидерами общественного мнения у взрослых.
Плюс отвага в освоении новых жанров и тем. Плюс-плюс-плюс…
Ну а вслед за Дудем на ютуб посыпались звезды, которых в традиционном ящике, казалось, загасили навсегда: Леонид Парфенов с каналом «Парфенон», Катерина Гордеева («Скажи Гордеевой»), Алексей Пивоваров* («Редакция»), Ксения Собчак («Осторожно: Собчак»), Ирина Шихман* («А поговорить?»)… Забавно, что свои каналы стали заводить и популярные телеперсоны, у которых обычного эфира и так было хоть отбавляй: Галкин*, Малахов, Макаревич*, Соловьев даже…
Алексей Пивоваров, прежде успешный репортер, телеведущий, автор документальных фильмов, медиаменеджер, в 2019 году открыл на ютубе свою «Редакцию» и заявил:
«Дело не только в цензуре… А в том, что тележурналистика переместилась куда-то в область милой архаики. Даже если завтра в стране и мире наступит тотальная свобода слова — никто и никогда больше не будет ждать «свежатинки» от любимого репортера… Мы видим, как в России ютуб окончательно превратился в Новый телевизор… Здесь будет то, что мы умеем делать, — качественная журналистика. Перепридуманный новый формат».
Сказано — сделано. Пивоварову и его команде буквально за несколько месяцев удалось создать полноценное регулярное медиа, где есть интервью, специальные репортажи, новости, аналитика, расследования, документальное кино, научпоп…
Прежде считалось: если событие не показали по телевизору, значит, его и не было. Все изменилось с точностью до наоборот. Если событие не показали по телевизору, значит, оно точно было, а ютуб расскажет о нем оперативно и во всех подробностях.
В старом «ящике» — запреты, стоп-листы, тотальный контроль за эфиром, ложь и страх. В новом — свобода выбора, разнообразие жанров, актуальность тем, масштаб и компетентность гостей, смелость ведущих.
К концу 2019-го на федеральном ТВ осознали: «Мы имеем главный канал страны — и это не Первый, не Россия и не НТВ. У ютуба аудитория больше, чем у любого российского телеканала. И у звезд ютуба, к сожалению, аудитория больше, чем у Владимира Соловьева, Дмитрия Киселева и любой, какую ни назовешь, телезвезды… Что мы будем с этим делать, я не знаю», — сокрушалась глава пропагандистского канала RT Маргарита Симоньян.
Что делать будем? Завидовать будем, как говорил товарищ Сталин (хотя, похоже, у тех, кто сегодня принимает решения, совсем иные намерения).
Старый ящик, однако, не сдается, пытается взять реванш, обрушивая всю мощь своего пропагандистского ресурса на головы тех зрителей, которые не готовы или не хотят самостоятельно думать. Он пугает, а всем и так страшно.
Новый же телевизор, столкнувшись после 24 февраля с невиданными доселе профессиональными вызовами, информирует, пытается осмыслить происходящее, транслирует разные мнения… А еще просто разговаривает со своими зрителями. На человеческом языке. Привлекая лучших людей нашего времени, которые одним лишь фактом своего существования дают растерявшимся согражданам хоть какую-то духовную опору.
У Нового телевизора теперь одна задача — выжить. И не у него одного.
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал, текст читает Ирина Петровская.
Рекомендует Ирина Петровская
Новый выпуск «Скажи Гордеевой*». Катерина Гордеева снимала его в городе Луга Ленинградской области. Герои — Артем Васильев и его мама Наташа — рассказывают свою историю противостояния государству. Что сложнее — вылечить рак или уволиться из армии?
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха. Или, если говорить современным языком, беседа зумерки, юной журналистки «Но.Медиа из России» Марьи Уросовой, с поэтом и журналистом Львом Рубинштейном — о том, что было раньше и что будет дальше. Цель — попытка сокращать пропасть между поколениями.
На канале «Русские норм» разговор Елизаветы Осетинской* с историком, писателем, педагогом, заслуженным учителем РФ Тамарой Эйдельман*. Тема разговора — «Чему учит нас история».
Новый эксклюзивный проект канала «И грянул Грэм» — совместная программа с Лаймой Вайкуле. Певица отвечает на вопросы ведущего Вадима Радионова и зрителей программы. Объясняет, почему приняла решение прекратить выступления в России после 24 февраля. Рассказывает о разговорах с Аллой Пугачевой и встречах с Путиным. Предполагается, что совместная программа станет регулярной.
Только что на нескольких платформах прошел сериал «Фишер» — леденящая кровь история одного из самых страшных маньяков середины 80-х — начала 90-х годов прошлого века Сергея Головкина. Журналист Саша Сулим, автор книги «Как ловят маньяков в России», а также многочисленных журналистских расследований, рассказывает в криминальном подкасте «Дела» реальную историю этого серийного убийцы.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}