На латыни оccultus — значит «тайное», «сокровенное». Большие, классические религии проповедуют открыто, а обаяние оккультизма — в секретности, «эзотеричности». Если вы мечтаете о тайных инструментах мировой политики и хотите жить вечно в своем физическом (на худой конец, астральном) теле, то оккультная тема — ваша. Успешному погружению в эзотерические глубины помогают конспирологические представления о мироустройстве.
Доктрина «русского мира», исполняющая роль идеологии современной РФ, целиком конспирологична. Православные богословы из разных стран, подписавшие в прошлом году декларацию с критикой этой доктрины, сравнивают его с древним манихейством — верой в вечное противоборство светлого (Россия) и темного (Запад) начал бытия. Поскольку СВО, как учит патриарх Кирилл, является метафизической битвой, одних лишь земных, военных или политических, средств для ее успешного ведения недостаточно. Нужна «помощь свыше»…
Грани новой русской конспирологии
«Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16:4), — говорил Иисус Христос. Знамения при необходимости находятся и, может быть, кого-то убеждают. Никита Михалков обнаружил в московском храме Большого Вознесения букву «Z» (которую, впрочем, можно прочитать и как «N»), выцарапанную в XIX веке на каменном полу. «Значит, это [происходящее сейчас в Украине] нужно Господу», — заключает мэтр. Более основательным поискам православного оправдания СВО был посвящен в октябре прошлого года Всемирный русский народный собор в храме Христа Спасителя и серия региональных мероприятий под его эгидой. Одним из идеологов собора стал Александр Дугин, к которому раньше РПЦ относилась с недоверием из-за обилия оккультной конспирологии в его трудах. Теперь постулаты Дугина вошли в итоговые материалы собора: «Запад — это идея. Вторжение этой идеи началось с секуляризации, которая разделяла божественное и человеческое… СВО — это война неба против ада».